Как сохранить ресурс автомобиля в условиях стареющего автопарка — РБК Отрасли

Фото: пресс-служба

Erid: 2VtzqwXv5rz

Для большинства водителей суть поездок остается прежней: добраться на работу, съездить за город, отвезти семью на дачу. Чтобы каждая поездка была безопасной и комфортной, потребители стараются выбирать надежный автомобиль, заправляться качественным топливом и следить за его техническим состоянием.

При этом автопарк в России продолжает стареть. По данным «Автостата», к началу 2025 года 70,5% машин старше 10 лет, это 33,49 млн автомобилей. Новых машин (до трех лет) — лишь 6,3%. Покупатели все чаще выбирают подержанные авто: за первые два месяца 2025 года таких сделок было на 12,9% больше, чем годом ранее. В этих условиях автомобилисты стали уделять больше внимания обслуживанию, в первую очередь, наиболее дорогостоящих узлов, таких как двигатель, трансмиссия и катализатор (при его наличии), чтобы как можно дольше сохранить хорошее техническое состояние своей машины.

Но если для подержанных авто особенно важны регулярное обслуживание и своевременная замена деталей, то современные двигатели внутреннего сгорания (ДВС) становятся все более технически сложными и предъявляют еще более жесткие требования не только к уходу, но и к качеству топлива. К примеру, превышение содержания смол в бензине приводит к ухудшению подачи топлива и нарушению работы топливной системы, образованию отложений в двигателе.

«Автомобили с прямым впрыском топлива, такие как немецкие и японские модели с турбированными двигателями, могут сильно пострадать от повышенного содержания смол. В таких двигателях топливо подается под высоким давлением напрямую в камеру сгорания. Если смол в бензине много, то они откладываются на форсунках, ухудшая распыление топлива и снижая эффективность работы двигателя. Это может привести к дорогим ремонтам системы впрыска или даже капитальному ремонту мотора», — рассказывает эксперт топливно-энергетического комплекса и заместитель председателя наблюдательного совета Ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев.

Китайские турбированные двигатели, которые в последние годы получили широкое распространение на российском рынке, во многом повторяют конструкцию европейских и японских агрегатов. К примеру, продвинутый 1,6-литровый GW4B15D от одного из китайских автопроизводителей, конструктивно схожий с решениями, применяемыми в немецких турбомоторах, оснащен системой непосредственного впрыска топлива, турбонаддувом, изменяемыми фазами газораспределения и отличается высокой чувствительностью к качеству масла и топлива.

пресс-службаФото: пресс-служба

Поэтому одним из важных критериев выбора для многих автомобилистов становится именно качество топлива, так как это прямые инвестиции в здоровье двигателя. Со своей стороны, крупные игроки топливного рынка России, имеющие проверенную репутацию, прекрасно осознают текущее положение дел в автомобильной отрасли и последовательно усиливают контроль качества топлива.

Одним из важных элементов этой работы является регулярный контроль качества топлива на автозаправочных станциях. В конце 2024 года в Санкт-Петербурге независимая аккредитованная лаборатория провела анализ топлива на всех АЗС международного бренда Teboil. Взятые пробы протестировали на соответствие основным параметрам и стандартам для бензина и дизеля. В частности, были проанализированы плотность и фракционный состав образцов топлива. Плотность для бензинов согласно нормативам варьируется от 720 до 770 кг на куб. м и от 800 до 840 кг на куб. м для дизельных топлив.

Более низкие значения плотности косвенно подтверждали бы наличие более легких фракций в топливе, а значит, изменения во фракционном составе и потенциально несоответствие требованиям по октановому и цетановому числам. Эти показатели отвечают за корректное сгорание топлива. Как следствие, могут возникнуть детонация и неравномерная работа двигателя, с возможным его ремонтом в будущем.

В предоставленных образцах бензина все показатели соблюдены и соответствуют нормативной документации. Плотность бензина находится выше минимально требуемых показателей на несколько процентов (1–4% выше норматива), показатели плотности дизельного топлива также находятся в середине и ближе к максимальным значениям относительно стандартов. Помимо этого, был подтвержден оптимальный фракционный состав, который нужен для обеспечения качественного и быстрого запуска двигателя, плавного и равномерного разгона автомобиля, оптимального расхода топлива. Все это в сумме подтверждает корректный качественный состав топлив и оптимальные потребительские свойства продукции, отмечается в результатах исследования.

С учетом высокого уровня требований топливной системы большинства автомобилей к наличию смол в топливе пробы бензина и дизеля, взятые на АЗС Teboil, были исследованы в том числе и на наличие вредных смол: содержание смол оказалось практически в 3,5 раза ниже по сравнению с допустимым стандартом, что говорит о предотвращении преждевременного загрязнения и возможности сохранить и продлить ресурс топливной системы при использовании топлива Teboil.

По словам эксперта топливно-энергетического комплекса и заместителя председателя наблюдательного совета Ассоциации «Надежный партнер» Дмитрия Гусева, показатели в предоставленных анализах имеют значительную фору по сравнению с требованиями стандартов. «Подход компании напоминает подход грамотного хозяйственника — чтобы техника служила дольше, нужно правильно ее использовать и применять качественное топливо. С учетом того, что возраст парка автомобилей в России растет, использование топлива с указанными характеристиками гарантирует долгую жизнь двигателя», — подчеркнул он.

Однако даже качественное топливо может потерять свойства при нарушении условий транспортировки или хранения — например, при попадании воды, осадков из резервуаров или смешивании с другими видами топлива. Чтобы избежать этого, крупные компании внедряют системы контроля на всех этапах. Так, АЗС Teboil используют многоступенчатую проверку — от отгрузки на НПЗ до контроля на АЗС, что помогает сохранить стабильное качество топлива.

Фото: пресс-служба

Для сохранения высоких стандартов качества топлива важны не только система проверок, но и современное техническое оснащение. Так, например, современный парк бензовозов, оборудованных системой нижнего налива и электронной пломбировкой, позволяет Teboil обеспечить сохранность качества топлива при транспортировке. Также большое значение имеет надежность инфраструктуры: своевременное обслуживание резервуарного парка АЗС и ТРК (топливно-раздаточные колонки), использование систем измерения уровня топлива, датчиков обнаружения воды в резервуарах и другого современного оборудования. Благодаря комплексному подходу к контролю Teboil может обеспечить профессиональный контроль качества топлива, которое поступает в автомобили клиентов.

Помимо топлива, важную роль в обеспечении бесперебойной работы двигателя играет моторное масло. Современные масла разрабатываются с учетом требований производителей автомобилей и обеспечивают защиту деталей от износа. Например, моторные масла Teboil Diamond («Даймонд») благодаря своей усовершенствованной формуле способствуют снижению образования отложений, обеспечивают защиту двигателя от износа при различных температурах и способствуют увеличению его срока службы. Это было не раз доказано в результате дорожно-эксплуатационных испытаний различных марок авто.

Масла эффективно «держат» вязкость от замены до замены даже в условиях городской эксплуатации, для которой характерно разбавление масла топливом в результате работы двигателя в неоптимальном режиме. Как работу хорошего масла можно «испортить» «некондиционным» топливом, так и использование качественного топлива наряду с неизвестными марками моторных масел может не дать ожидаемый положительный эффект.

Технический директор МИЦ ГСМ Александр Антонов отмечает, что оптимальные условия работы транспортного средства возникают тогда, когда используются высококачественное топливо и соответствующее по эксплуатационным свойствам требованиям производителя техники (ОЕМ) моторное масло. Не случайно многие производители подвижной техники рекомендуют уменьшать интервалы замены масла при использовании топлива не соответствующего экологического класса. Опыт участия ООО «МИЦ ГСМ» в программах мониторинга моторных масел для легкового транспорта и грузовой техники показывает, что контроль качества используемого топлива позволяет достигать заявленных производителями смазочных материалов интервалов замены масла практически в 100% случаев. Это касается эксплуатации техники как в летнее, так и в зимнее время. Тандем качественного топлива и высокотехнологичного моторного масла снижает износ деталей двигателя, способствует экономии топлива и положительно влияет на экологию.

Такие преимущества особенно актуальны в условиях растущего внимания к экологической безопасности. На фоне ужесточающихся экологических стандартов и разработки более «чистых» двигателей ведущие производители топлива адаптируют свои продукты к современным нормам. Использование качественного бензина или дизеля становится не просто фактором продления ресурса автомобиля, но и действенным инструментом уменьшения вредных выбросов в окружающую среду.

Выбор качественного топлива и моторного масла — это не просто забота о машине, но и способ избежать дорогостоящего ремонта и достижения «цели» поездки на автомобиле. Зачем рисковать, если можно заправляться на проверенных АЗС и быть уверенным в качестве топлива? Ведь именно проверенные АЗС и качественное моторное масло могут гарантировать высокие стандарты на каждом этапе, обеспечивая автовладельцам надежность, уверенность и комфорт в пути.

С полными результатами независимого исследования автовладельцы могут ознакомиться на официальном сайте Teboil по ссылке.

Новости