Год назад мы приезжали к заводу в деревне Грабцево Калужской области, на котором ранее производились некогда суперпопулярные у нас автомобили Volkswagen Tiguan и Polo, а также Škoda Rapid. На тот момент судьба предприятия оставалась в подвешенном состоянии: власти региона обещали перезапустить производство автомобилей, но каких именно, не раскрывали.
В 2024 году на накопительных площадках корреспонденту Autonews удалось увидеть множество машин самых разных марок и моделей — от Audi до Toyota RAV4, Avatr 11 и GAC M8, однако все они не были произведены в России. В сферу деятельности АГР входит в том числе поставка автомобилей по параллельному импорту: тогда площади предприятия использовались как накопители. Новый визит показал, что за год ситуация сильно изменилась: сейчас завод точно работает. Мы выяснили, что именно и как он выпускает.
Завод работает и готовит новинки

Уже при подъезде к производственному кластеру в Грабцево стало понятно, что жизнь здесь снова кипит. Дороги расчищены и посыпаны, а большая часть парковки для сотрудников экс-завода Volkswagen оказалась заставлена автомобилями всех марок и мастей, далеко не только продуктами концерна VAG. Название у предприятия теперь совсем иное — AGR Automotive Group. Оно отражено на стеле и на главной проходной.
Если годом ранее, по данным профсоюзов, сотрудников предприятия вызывали на завод преимущественно для дежурства и выполнения непрофильных работ, то теперь они задействованы в автомобильном производстве. Неподалеку от главного входа нам удалось заметить шеренгу одинаковых Chery, сильно напоминающих Tiggo 7 Plus 2025 модельного года в сером цвете. На домашнем рынке этот автомобиль был представлен относительно недавно, в октябре 2024 года. При этом у машин, замеченных на предприятии, иное оформление задней части — как на дорестайлинговой модели. Не исключено, что автомобиль уже собирается под Калугой либо изучается сотрудниками предприятия для постановки в производство. На официальном российском сайте бренда автомобиль пока не представлен.
Идут дела на лад и у соседних заводов, занятых в производстве автомобильных компонентов: по территории «Магна Автомотив Рус» и «ФуяоСтеклоРус» снуют сотрудники, все подъездные пути расчищены. А вот понять, что именно происходит с соседним с AGR цехом завода Gestamp, где прежде штамповали кузова, понять довольно сложно.
Был Volkswagen, стал Chery
Власти Калужской области аккуратно обходят стороной вопрос сотрудничества AGR с автомобильными брендами, дабы не навлечь на китайцев вторичные санкции: официально технологический партнер площадки до сих пор не назван. В недавней беседе главы региона Владислава Шапши с президентом Владимиром Путиным прозвучали лишь планы по выпуску 110 тыс. автомобилей за 2025 год. Однако скрыть партнерство невозможно: достаточно осмотреть парковки — накопители завода, прекрасный вид на которые открывается с природного холма.
А смотреть действительно есть на что. В долине речки Городенки скопились даже не тысячи, а десятки тысяч автомобилей марки Chery. Машинами заставлено практически все свободное пространство — они буквально уходят стройными рядами за горизонт. По самым скромным подсчетам, чтобы продать накопленные на предприятии запасы, потребуются многие месяцы.
Бежать ли за Chery
И в этом свете картина выглядит не слишком радужной: увиденное на заводе AGR свидетельствует о затоваривании складов и перенасыщении отечественного рынка автомобилями Chery. Выполнение озвученных главой региона планов может оказаться несбыточной мечтой.
Чтобы развеять сомнения, мы посетили фирменный дилерский центр, открытый в шаговой доступности от самого предприятия. Теперь там помимо Haval торгуют и автомобилями Chery, что называется, не отходя от кассы. Когда-то здесь можно было стать обладателем новенького Volkswagen.
В беседе с корреспондентом Autonews менеджер автосалона подтвердил, что сейчас в продаже представлены как машины, произведенные в Китае, так и локализованные на заводе AGR экземпляры. Они ничем не отличаются ни по стоимости, ни по качеству.
«Все отличие в VIN-номере. Никаких иных отличий вы на глаз не найдете, — заверил продавец. — У нас они методом крупноузловой сборки собираются, поэтому разницы нет абсолютно никакой. Сюда просто машинокомплекты привозят: условно только внутренние моменты для импортера. Как трансформер, который можно купить в магазине и дома собрать. Привезли в контейнере и здесь собрали».
Что на китайские, что на российские экземпляры Chery, по словам представителя ДЦ, предоставляется расширенная гарантия в семь лет или 200 тыс. км. При этом бренд готов идти на уступки для привлечения клиентов. К примеру, можно сдать автомобиль в Trade-in и помимо стоимости старой машины получить солидную скидку. В частности, за 20-летний Renault дилер пообещал скинуть со стоимости нового автомобиля 170 тыс. руб. Дополнительные скидки предоставляются за автокредитование и рассрочку. Заманивают клиентов и специальными программами и постновогодними подарками: дополнительной антикоррозийной обработкой, комплектом зимних шин и прочими «плюшками». Представитель автосалона с ходу предложил приобрести полноприводный вариант «семерки» по цене переднеприводного. Примечательно, что стоимость автомобилей в Chery напрямую к курсу доллара и евро не привязывают, а основной рост цен связывают с постоянно увеличивающимся утилизационным сбором.
Менеджер подтвердил, что в Калуге уже собирают три модели, включая Tiggo 4 Pro и Tiggo 7 Pro Max, а также заверил, что в наличии есть все возможные версии в любых цветах кузова. Чтобы стать обладателем любого Chery, нужно оформить предварительный заказ «здесь и сейчас», внеся 50 тыс. руб. В общем, дефицита Chery нет и даже не предвидится — автомобилей точно хватит всем. Стоит ли торопиться с покупкой — вопрос риторический.
Что происходит с империей Chery
С 2022 года компания Chery втихую построила в России настоящую империю: компания не просто импортирует автомобили из Китая, но и производит их непосредственно в России, не афишируя свою деятельность. Притом под разными брендами и как минимум уже на трех заводах.