В РЖД заявили о новом вызове из-за «читерства» с заявками на вывоз угля — РБК

data-title=»В РЖД заявили о новом вызове из-за «читерства» с заявками на вывоз угля» data-url=»https://www.rbc.ru/business/14/04/2025/67f91d609a7947f6500965b1″ > Вконтакте Одноклассники Telegram В РЖД заявили о новом вызове из-за «читерства» с заявками на вывоз угля Сюжет Эксклюзивы РБК В РЖД указали на резкий рост недобросовестных заявок на вывоз угля в порты Юга и Северо-Запада: их доля доходила до 30%. Падение цен угля и крепкий рубль делают экспорт в западном направлении нерентабельным, говорят в Минэнерго Фото: Сергей Булкин / NEWS.ru / Global Look Press

В этом году РЖД столкнулись с новым вызовом при выполнении заявок на вывоз угля в адрес портов Юга и Северо-Запада, заявил журналистам замгендиректора компании Михаил Глазков. «Мы в первом квартале и в апреле столкнулись с вызовом, которого до этого не испытывали, — это инфлированные заявки. О чем идет речь? Когда грузоотправитель занимается так называемым читерством: перезаявляет объем груза, которого фактически нет», — сказал он.

По словам Глазкова, нормальное отклонение заявок от фактически предъявленного к перевозке объема грузов составляет 2%, но в январе—марте для заявок по углю в западном направлении (порты Азово-Черноморского бассейна и Северо-Запада) оно доходило до 30%. Это означает, что «каждый третий вагон, который находился на рейсе, оказался лишним», подчеркнул топ-менеджер РЖД. Согласно его оценкам, по итогам марта такие потери составляли более 150 тыс. т ежесуточно, или примерно 4,5 млн т за месяц, — речь идет об объеме груза, который заявили к перевозке, но не предъявили.

«Можно сказать, что рынок очень быстро меняется, вступают [в силу] новые санкции и так далее, но в такой продукции, как уголь, ничего неожиданного нет», — указал Глазков. В результате РЖД понесли прямые расходы, связанные с задействованием локомотивов и локомотивных бригад, которые оказались невостребованными, на эти неосуществленные рейсы было отправлено 72 тыс. порожних полувагонов — в итоге они попали в простой на путях общего пользования и ухудшили эксплуатационные показатели сети, описал ситуацию топ-менеджер компании.

С октября 2024 года РЖД ведут активную работу по сокращению порожних вагонов на инфраструктуре ввиду рекордного объема парка на сети — более 1,3 млн единиц. В целом сейчас профицит оценивается в 295 тыс., рассказал Глазков. С начала года компании, по его словам, удалось отставить от движения 150 тыс. вагонов.

Почему угольщики отказываются от перевозок

Всего за первый квартал погрузка на железной дороге сократилась на 6,1% (на 18 млн т) к аналогичному периоду прошлого года, до 277,7 млн т. На уголь из сокращения погрузки в первом квартале приходится примерно 4 млн т, оценивает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. Основное влияние на снижение показателя оказало сокращение перевозок более широкой номенклатуры грузов — строительных материалов (минус 23,3%, до 19,7 млн т), зерна (минус 30,8%, до 5,7 млн т), нефтяных грузов (минус 5,9%, до 50,2 млн т) и черных металлов (минус 13,1%, до 13,8 млн т), перечисляет он.

Перевозки каменного угля в целом за квартал снизились «не так существенно» (минус 2%, до 85,1 млн т), указывают в Информационном центре операторов (ИЦО). Самое существенное падение наблюдалось в направлении портов Северо-Запада (минус 19%), в южном направлении, наоборот, наблюдался рост — на 83% к уровню прошлого года, но это связано с низкой базой прошлого года, когда приостанавливались поставки в адрес терминала ОТЭКО в Тамани из-за высоких ставок на перевалку. В целом в западном направлении (юг и северо-запад) за квартал было отправлено около 15,9 млн т угля, оценили в ИТО.

Новости компаний РБК Компании Молодые компании в сфере финансовых услуг Ознакомьтесь с информацией в каталогеРБК Компании Отзывы о вашей компании Публикуйте короткие отзывы или развернутые кейсы с деталями успешного сотрудничестваРБК Компании Молодые и перспективные издательства региона Узнайте, кто есть кто в бизнесе вашего региона

В условиях продолжающегося падения мировых цен на уголь, укрепления рубля и высоких логистических затрат северо-западное и южное направления не рентабельны для угольных компаний, прокомментировал РБК ситуацию представитель Минэнерго, добавив, что погрузка осуществляется в рамках действующих контрактных обязательств компаний с покупателями угля. Согласно данным агентства NEFT Research, по состоянию на конец марта 2025 года стоимость тонны энергетического угля на базисе FOB Балтика упала с начала года на 17%, до $64, на FOB Тамань — на 12,9%, до $72,4, на FOB Восточный — на 14,8%, до $67,2.

Отказ от ранее согласованных заявок на перевозку угля на экспорт связан с падением цен на уголь на международных рынках, считают в ИЦО. «Перевозки в адрес портов Северо-Запада и Азово-Черноморского бассейна всегда были менее рентабельными для угольных компаний, а в последние годы разница с восточным направлением еще увеличилась», — указал представитель центра.

Ситуация с вывозом угля находится «на особом контроле» Минэнерго, подчеркнул его представитель. Работа по донастройке экономики экспорта угля ведется в рамках Программы повышения эффективности угольной отрасли, разрабатываемой Минэнерго совместно с ВЭБ.РФ и Минэкономразвития (в конце 2024 года вице-премьер Александр Новак поручил профильным ведомствам разработать «антикризисную» программу для угольной отрасли, заниматься банкротствами предприятий было предложено ВЭБ.РФ).

Минэнерго совместно с Минтрансом, Минэкономразвития, Минприроды, РЖД, угольными компаниями, операторами вагонов и портовой инфраструктуры уже реализовали ряд мер для поддержки экспорта угля, подчеркнули в ведомстве. Все порты, в том числе Юга, снизили цены на перевалку в полтора-два раза, а операторы вагонов — ставки предоставления вагонов на 30%.

В марте, по информации NEFT Research, добывающим компаниям удалось договориться с железнодорожными операторами о скидках, чтобы сохранить рентабельность на фоне низких цен на уголь на мировом рынке и укрепления рубля. Ставка привлечения полувагонов снизилась на 6% по отношению к февралю. В то же время, напоминает Бурмистров, с декабря тарифы РЖД были проиндексированы на 13,8%.

Операторы также опасаются дополнительного ослабления спроса на перевозку грузов в направлении Усть-Луги после включения порта в новый пакет санкций ЕС в конце февраля. В период с 1 по 20 марта экспорт твердого топлива из порта сократился до 1,55 млн т в сравнении с аналогичным периодом февраля, за который было отгружено 2,26 млн т угля, следует из статистики Argus.

У РЖД вырос экспорт грузов на восток на фоне отмены угольных квот Бизнес

В восточном направлении общий объем вывоза угля сохраняется на уровне 2024 года, констатируют в Минэнерго, указывая на «разнонаправленную динамику» в ряде регионов. Так, в Хабаровском крае вывоз увеличился на 51%, до 1,7 млн т, в Забайкальском крае — на 16%, до 1,4 млн т, а в Бурятии и Хакасии наблюдается снижение на 41 и 59% соответственно, до 1,2 млн т и 598 тыс. т.

Что происходит в угольной отрасли

По оценке Росстата, доля убыточных предприятий угольной отрасли по итогам 2024 года увеличилась до 53,3 против 31,5% годом ранее, сальдированный убыток организаций составил 112,6 млрд руб. при прибыли 374,7 млрд руб. в 2023-м. В правительстве прогнозируют снижение добычи угля в 2025 году до 440 млн т (в 2024-м была на уровне 443,5 млн т).

Одной из основных проблем является удаленность главных регионов добычи угля от экспортных портов, доля логистики в цене реализации продукции сохраняется на высоком уровне. Среди известных предложений антикризисной программы, сформировать которую поручил Новак, — субсидирование экспортных перевозок в адрес портов Юга и Северо-Запада для диверсификации экспортных потоков. В декабре прошлого года на одном из совещаний под председательством вице-премьера также обсуждалась возможность предоставления скидок на перевозку угля в этих направлениях. РЖД, в свою очередь, неоднократно говорили о том, что такое решение приведет к непокрываемым убыткам компании.

Читайте РБК в Telegram.

Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram

РБК в Telegram

На связи с проверенными новостями

Россия предложила США снять санкции с «Аэрофлота»

Китай еще увеличит дополнительные пошлины на товары из США

Лукашенко заявил, что «наш автопром» превзойдет Mercedes

Как США и Китай обменивались пошлинами в торговой войне. Инфографика

Песков счел визит Уиткоффа в Россию шагом к встрече Путина и Трампа

Самые поздние снегопады в Москве с начала XXI века. Инфографика

В Приморье без света остались более 1 тыс. домов

ФСБ предотвратила теракт в школе Донецка

YouTube решил ограничить время просмотра Shorts

Пошлины Трампа против всего мира не затронули Россию. Чем она торгует с США

Читайте РБК в Telegram! Подборка наших каналов

Авторы Теги

Новости