В России отказываются пересаживаться на китайские машины. Почему? :: Autonews

Возраст автопарка растет

Несмотря на наличие в продаже огромного количества автомобилей самых разных китайских марок, российский автопарк продолжает стремительно стареть. При этом автолюбители не особо спешат приобретать взамен своих стареньких машин модели из Китая. 

По данным аналитического агентства «Автостат», в 2024 году срок владения автомобилем Lada в среднем составил 8,4 года, машинами европейских брендов — 6,8 года, а корейских — 6,5 года. Для сравнения: в 2010 году европейскими и корейскими моделями россияне в среднем владели по 3,9 и 3,4 года соответственно. Это говорит как о снижении покупательной способности, так и об осторожном подходе к выбору новой машины взамен прежней. Ездить на «китайце» готовы далеко не все, к таким моделям россияне относятся с недоверием, отмечают эксперты.

Любопытно и то, что чаще всего теперь первично перепродаются машины в возрасте более десяти лет: если в 2022 году на их долю приходилось 24%, то в 2023-м — 25%, а в 2024-м — 27%. Налицо желание продлить стареньким автомобилям жизнь.

Toyota RAV4 Новости 7 февраля Эти машины хотят купить больше остальных. Список б/y хитов Новости 21 января Какие подержанные машины массово скупали россияне в 2024 году. Топ-10

По состоянию на 1 января 2025 года, по подсчетам аналитиков, в России насчитывалось 33,5 млн легковых машин в возрасте более десяти лет. Это 70,5% всего автопарка (47,5 млн штук). А средний возраст автомобилей в стране достиг показателя 15,5 года.

Подтверждает приверженность россиян к автомобилям привычных марок и вторичный рынок. В январе 2025 года был зафиксирован 29,4-процентный рост продаж по отношению к январю 2024 года. Притом лидерами помимо отечественной Lada стали модели брендов Toyota (второе место, 42,4 тыс. штук), Kia и Hyundai (22,6 тыс. и 22 тыс. шт. соответственно). Помимо перечисленных марок в первой десятке оказались Nissan, Volkswagen, Chevrolet, Renault, Honda и Ford. Среди моделей-иномарок лидерство за Kia Rio (7988 ед.), Hyundai Solaris (7833 ед.), Ford Focus (7521 ед.), Toyota Corolla и Toyota Camry (6480 и 6223 ед. соответственно). Китайцев в первой десятке не оказалось вовсе, а их суммарная доля на вторичном рынке РФ составила лишь 4%.

Российские автовладельцы в большинстве пока не готовы пересесть на китайские модели по целому ряду причин (Фото: Дмитрий Рогулин / ТАСС)

В чем секрет традиционных марок

В беседе с Autonews.ru вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр пояснил, почему отечественные автовладельцы сохраняют приверженность продукции привычных европейских, американских, японских и корейских марок. На то, по словам эксперта, есть несколько причин:

  • Длинная история самих автомобильных марок: европейских и японских — как минимум 50–100 лет, корейских — 35 лет.
  • Внушительная история эксплуатации этих автомобилей и уверенность в них.
  • Отсутствие несуразных, мелких недостатков, присущих китайским моделям.
  • Хорошая антикоррозийная стойкость у европейских машин.
  • Высокое доверие в целом.

«По китайским машинам стопроцентного знака качества и доверия нет, а по тем маркам — есть. Вот и главный ответ на вопрос», — уточнил Хайцеэр, добавив, что автомобили в хорошем тоническом состоянии и с вменяемыми пробегами по-прежнему ценятся и находят своего покупателя на вторичке.

Руководитель отдела автомобилей с пробегом ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Карев также назвал основной причиной популярности европейских, японских, корейских и американских подержанных машин высокую репутацию, формировавшуюся годами. Не приходится сомневаться в качестве, надежности и комфортабельности таких авто.

Новые модели привычных брендов все еще есть у дилеров: такие автомобили продолжают ввозить по параллельным каналам (Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press)

«Ввиду популярности содержать такие автомобили легко. Хоть бренды ушли, но станции технического обслуживания (СТО) остались. Там есть квалифицированный персонал по обслуживанию данных брендов и специальный инструмент для обслуживания. Так как спрос и популярность высокая, производителей запасных частей много и их доступность тоже высокая», — подчеркнул эксперт, добавив, что желающих приобрести такой товар с адекватным пробегом и прозрачной историей эксплуатации становится все больше, что лишь толкает цены вверх.

«В силу молодости китайских брендов на российском рынке преимущество за европейскими, корейскими, японскими и американскими брендами, проверенными десятилетиями автомобилями с доступностью владения, малой потерей на вторичном рынке», — объяснил специалист.

Страдают даже дилеры

На этом фоне перспективы дальнейшего присутствия в России ряда китайских марок выглядят туманными. Как, впрочем, и самих дилеров. В беседе с Autonews глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин предрек скорое банкротство мелких игроков. Проблем можно ожидать уже текущей весной: ряду дилеров придется корректировать подход к работе и отказываться от работы с маломаржинальными марками.

Напомним, что ранее стало известно об отказе «Рольфа» от работы с брендами BAIC, Kaiyi и российским Sollers. В январе 2025 года с сайта пермского автохолдинга «Автопрестиж» пропала линейка китайского бренда Kaiyi. Ранее «Обухов-Моторс», крупный партнер калининградского «Автотора», вышла из совместного проекта с заводом. В 2023 году «Обухов-Моторс» хотел стать дистрибьютором бренда SWM и внес за калининградские машины предоплату, но планы по поставкам оказались сорваны.

В салонах дилеров к началу 2025 года скопилось огромное количество нераспроданных китайских машин (Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press)

Из-за низкого спроса на новые китайские модели ретейлеры столкнулись с затовариванием складов: нераспроданных машин стало больше в 3–4 раза по сравнению с нормальными значениями. Ян Хайцеэр подчеркнул, что застой на нашем авторынке длится с декабря 2024 года. Сейчас дилеры несут убытки и пытаются избавиться от стоков: на складах полно автомобилей, выпущенных в 2024 и даже 2023 году.

Подержанные «китайцы» пойдут в атаку на вторичке

По прогнозам Хайцеэра, времена, когда «китайцы» наберут силу на вторичном рынке и начнут теснить машины именитых брендов, уже не за горами.

«Когда бренды из прежней жизни уйдут в небытие, когда пробег у всех машин перевалит за 200 тыс. км, их место займут «китайцы». Проблемы не могут не возникнуть от возраста, износа, усталости металла», — конкретизировал эксперт.

Специалист отметил, что у китайских марок есть шанс пройти путь старых брендов в гораздо более сжатые сроки ввиду развития технологий. Теперь совсем иное время и другой подход. Ускорение темпов мы видели еще на примере Toyota, затем пришли Hyundai и Kia. Китайцы, по словам представителя НАС, попали в абсолютно иной период и смогут пройти этот путь еще быстрее: «Пять лет назад это был ужас-ужас, потом — сильно лучше, а некоторые машины оказались даже хороши». Пока «китайцы» переигрывают конкурентов в основном за счет цены, но потом и их стоимость отойдет на второй план ввиду нивелирования различий с именитыми марками.

Материалы по теме:

  • Почему китайский автопром совсем не китайский. Кто работает на КНР
  • «Обмана стало в разы больше». AvtoRevizorro — о секретах серого импорта
  • Неожиданные, но ожидаемые автоновинки, которые появятся в России весной
  • 6 главных китайских автомобильных марок: история и особенности
Новости