Кого коснулась проблема
Федеральная таможенная служба (ФТС) начала массово рассылать владельцам машин требование о необходимости доплатить в казну сотни тысяч рублей. Проблема приобрела федеральный масштаб: уведомления пришли тысячам граждан. В должников внезапно для себя превратились многие обладатели машин, ввезенных в страну по параллельному импорту. Выяснилось, что стоимость этих транспортных средств занижалась в инвойсах, что позволяло экономить значительные суммы в ходе таможенного оформления. Разобраться в проблеме занижения инвойсов помог Autonews.ru автокриминалист Максим Шелков.
Как возникла недоимка
По словам Шелкова, к настоящему моменту проблема стала действительно массовой: речь идет о тысячах случаев по всей стране.
«Меньше рискует лишь тот, кто полностью контролировал процесс поставки и оформления автомобиля, — пояснил автокриминалист, — и кому машину везли под заказ, кто лично участвовал в оплате за границей, в оформлении документов и утильсбора. Если человек не поддался на рекомендации таможенного брокера и не почерпнул информацию в интернете, как занизить свои расходы. Не скажу, что каждый второй или третий попал в эту ситуацию, но случаи исчисляются в тысячах».
В таможенную службу многие брокеры подавали поддельный инвойс. Это документ, представляющий собой одновременно счет-фактуру, платежку или товарную накладную. Составлением инвойса занимается продавец. Обычно документ заполняется на английском языке. В нем содержится информация о стоимости, автомобиле и продавце.
На практике в инвойсе нередко проставлялась заниженная сумма, дающая возможность существенной экономии при таможенном оформлении. Размер таможенной пошлины и НДС определяются исходя из таможенной стоимости транспортного средства. На все легковые машины в возрасте до трех лет нужно оформлять в аккредитованной фирме специальное экспертное заключение, но значительное число автомобилей в итоге было растаможено без дополнительных заключений и по поддельному инвойсу.
Как вскрылись недоимки
За проблему занижения инвойсов плотно взялся отдел контроля Федеральной таможенной службы. Проверка документов и сведений, предоставленных в ходе таможенного оформления, возможна на протяжении трех лет с момента допуска машины до эксплуатации в России. Потенциально проблемным может оказаться любой «параллельный» автомобиль — как ранее приобретенный, так и находящийся в салоне у дилера. Причем о недоимке владельцы узнают внезапно.
По словам Шелкова, сумма начисленной ФТС недоимки напрямую зависит от того, насколько сильно был занижен инвойс и какие документы были сфальсифицированы.
«Средняя сумма доплаты, по последней информации, — это 300–400 тыс. руб. Проверить, какие документы и инвойсы были предоставлены, покупатель, даже сейчас приобретая машину по параллельному импорту, не может. Эта информация есть, но она есть в архиве Федеральной таможенной службы. Ее не выдают по первому требованию, поэтому, к большому сожалению, это просто темное пятно, которое может всплыть. Это большая проблема, которую конечный покупатель будет ощущать на себе», — конкретизировал Шелков.
Что происходит с проблемными машинами
Эксперт напомнил, что в руках Федеральной таможенной службы находится очень мощный рычаг. При неисполнении требований по уплате недоимки может быть аннулирован электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС).
«Дальше государственная система аннулирует регистрацию автомобиля, и человек, который купил машину за несколько миллионов рублей, фактически получает кусок металлолома. Никто не заинтересован в решении данной ситуации более, кроме конечного покупателя», — отметил Шелков.
Самое плохое в данной ситуации, по словам специалиста, заключается в том, что конечные приобретатели даже не знают о мошенничестве. Чаще всего они покупают машины по реальной рыночной стоимости. Занижение «утиля» вовсе не означает выгоду для автовладельца. В цепочке поставки машины в страну в дополнительной выгоде оказался кто-то другой.
«Как показывает практика, если даже машина имеет все документы и вставала на учет, это вовсе не означает, что не будет проведена внутренняя проверка, что не будет пересчитан утильсбор. Дальнейший покупатель также может попасть в эту ситуацию», — напомнил Шелков.
Autonews.ru запросил у ФТС дополнительные сведения о количестве выявленных случаев с поддельными инвойсами и суммах, которые доначисляются автовладельцам и получил следующий ответ:
«За ввозимые в Российскую Федерацию колесные транспортные средства (шасси), самоходные машины и прицепы к ним утилизационный сбор уплачивается в таможенные органы. По результатам проведения в 2024 году проверочных мероприятий в отношении физических лиц, осуществивших неоднократный ввоз в РФ транспортных средств (87 группа ТН ВЭД ЕАЭС) в коммерческих целях, сумма доначисленного утилизационного сбора составила 535,9 млн руб.».
Материалы по теме:
- Как купить и привезти автомобиль из Китая: инструкция
- Они дешевле «китайцев». 7 самых доступных японских машин в России
- Машины пылятся, дилеры на грани банкротства. Как это отразится на ценах
- Параллельный импорт автомобилей в 2025 году: что изменилось