Система вызова экстренных служб ЭРА-ГЛОНАСС получила статус обязательной еще в 2017 году. Однако массовое подключение к ней сильно затянулось. Согласно данным, предоставленным Autonews.ru пресс-службой АО «ГЛОНАСС», по состоянию на настоящий момент к системе ЭРА-ГЛОНАСС подключено чуть более 12,4 млн транспортных средств. А согласно подсчетам аналитического агентства «Автостат», по состоянию на 1 января 2025 года одних лишь легковых машин в России зарегистрировано 47,5 млн единиц. То есть устройством экстренного вызова оснащено чуть более четверти легкового автопарка.
Мы пообщались с экспертами и оператором системы, выяснив, чего же стоит опасаться водителям, в чьих машинах нет кнопки экстренного вызова или установлены модули с ограниченным функционалом.
Почему ЭРА-ГЛОНАСС до сих пор есть не у всех
Подключение автомобилей к системе ЭРА-ГЛОНАСС официально стартовало 1 января 2017 года, однако требование по обязательной установке кнопки вызова экстренных служб не распространилось на ранее произведенные транспортные средства, все эти машины разрешили эксплуатировать без доработки. В результате темпы подключения транспортных средств к системе сравнялись с темпами пополнения и вывода из эксплуатации машин.
Вместе с тем на фоне ухода из России мировых автопроизводителей и нарушения логистических цепочек в мае 2022 года правительством был введен упрощенный техрегламент, позволяющий не устанавливать на автомобили дополнительные устройства обеспечения безопасности. Позднее кабмин продлил срок необязательной установки дополнительных устройств обеспечения безопасности до 1 февраля 2024 года.
Согласно документу, для физических лиц требование по установке модулей ГЛОНАСС стало необязательным, но за юридическими лицами и ИП сохранилась обязанность по подключению автомобилей к госинформсистеме ЭРА-ГЛОНАСС в рамках параллельного импорта. Однако часть ввезенных и зарегистрированных в этот период машин так и не получила терминалы SOS.
Пресс-служба АО «ГЛОНАСС» пояснила, что мораторий стал следствием глобального дефицита микроэлектроники в период пандемии коронавируса, но к настоящему моменту российские производители импортозаместили компонентную базу, что позволило полностью закрыть потребность в модулях экстренного вызова.
Автомобили, выпускающиеся в России, также допускалось выводить на рынок без блоков ЭРА-ГЛОНАСС с обязательством последующего дооснащения. Многие из оказавшихся у граждан экземпляров впоследствии пришлось отзывать. Так, 19 752 легковушки Kaiyi были проданы без блоков управления системой оповещения экстренных оперативных служб и впоследствии были отозваны. Машины Lada, выпущенные в период с октября 2022 года по февраль 2023 года, также пришлось отзывать для дооснащения. В этом случае речь шла о 79,5 тыс. транспортных средств.
Алексей Тузов, независимый эксперт транспортной отрасли, напомнил, что система ЭРА-ГЛОНАСС является обязательной для всех автомобилей, производимых или ввозимых в Россию начиная с 2017 года, однако существуют исключения. В частности, к ним относится техника, предназначенная для экспорта или специфического использования (коммерческий транспорт).
Все ли кнопки работают
Специалисты отмечают, что даже при наличии кнопок экстренного вызова, устройства могут выполнять свои функции лишь частично. либо не работать вовсе.
«Часть новых машин существует без модулей ЭРА-ГЛОНАСС, потому что у нас долго действовал мораторий на установку при ввозе автомобиля с СБКТС. Сейчас таких лазеек нет, но и смысла в установке модуля немного: система вызовет экстренную помощь, только если автомобиль находится в зоне действия сети», — пояснил президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.
Оператор ЭРА-ГЛОНАСС не подтвердил проблемы с работоспособностью системы, но заметил, что в самих блоках для автомобилей недочеты иногда встречаются.
«Отзывные кампании происходят при несоответствии УВЭОС требованиям Технического регламента Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств. Отзывные кампании автопроизводители согласовывают с Росстандартом», – говорится в поступившем в редакцию Autonews.ru комментарии.