В Белоруссии повысят утильсбор. Как это отразится на российском авторынке :: Autonews

Что произошло

Официальная информация об изменении ставок утилизационного сбора на автомобили в Белоруссии была опубликована на Национальном правовом интернет-портале 30 января, а первые слухи о грядущем повышении распространились еще раньше, 28 января. В постановлении Совмина от 28.01.2025 № 50 за подписью премьер-министра Романа Головченко приводятся новые ставки «утиля», которые вступят в силу с 10 февраля 2025 года. Власти Белоруссии своим решением фактически приравняли размер своего утилизационного сбора к российским уровням. Меры направлены в том числе на пресечение серых схем ввоза транспортных средств в Россию через соседнее государство.

Какие сейчас ставки утильсбора в Белоруссии

В соответствии с документом, на автомобили до трех лет с мотором объемом до 1 л новая ставка «утиля» составит 184,6 тыс. российских рублей, на машины старше трех лет — 471,2 тыс. руб. В России с 1 января суммы сбора составляют 180,2 и 460 тыс. руб. соответственно.

За новые машины с моторами объемом от 1 до 2 л придется платить 683,7 тыс. руб., а в возрасте старше трех лет — 1,2 млн руб. Для сравнения, российские показатели — 667,4 тыс. и 1,174 млн.

Фото: Shutterstock Утилизация 18 декабря 2024 Как утилизационный сбор влияет на цену машины и что будет после повышения Утилизационный сбор 16 июля 2024 Власти предложили поднять утилизационный сбор для электромобилей в 20 раз

В отношении машин с двигателями объемом от 2 до 3 л в Белоруссии будут действовать ставки в 1,92 млн (новые) и 2,9 млн (от трех лет) российских рублей. В России — 1,87 и 2,84 млн руб. соответственно.

Ставки на модели с моторами на 3–3,5 л выросли до 2,2 млн руб. и 3,38 млн руб. соответственно. Наши ставки — 2,15 и 3,3 млн руб.

На модели с моторами свыше 3,5 л придется платить «утиль» в размере 2,8 и 3,7 млн руб. Для сравнения, в России — 2,74 и 3,6 млн руб.

Важно, что это так называемые «коммерческие» ставки. В отношении физических лиц, которые ввозят в Белоруссию транспорт для личного пользования, продолжат действовать льготные ставки. Они, по сути, остались старыми: 15,7 и 23,7 тыс. руб. в отношении новых и подержанных машин соответственно. Для сравнения, российские ставки — 3,4 и 5,2 тыс. руб. Воспользоваться льготой могут «физики», ввозящие в страну за год не более одного автомобиля с мотором объемом не более 3 л. Автомобиль должен находиться в собственности гражданина не менее 12 месяцев с момента ввоза. В противном случае таможня пересчитает «утиль» с льготного на «коммерческий» и потребует заплатить недоимку. Никаких новых ограничений в документе не содержится. А вот в отношении электромобилей пониженная ставка утилизационного сбора больше применяться не будет.

Фото: Tricky_Shark / Shutterstock / FOTODOM

Как утильсбор в Белоруссии повлияет на Россию

Профильные эксперты, с которыми пообщался Autonews, сошлись во мнении, что повышение утильсбора на автомобили в Белоруссии почти никак не повлияет ни на поставки транспортных средств в Россию, ни на стоимость автомобилей.

Эксперт по подбору машин с пробегом и автор YouTube-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов считает, что постановление не скажется на российском авторынке вообще никак.

«После 1 октября 2024 года (вступления в силу новых правил начисления утильсбора) через Белоруссию в Россию почти ничего не завозится. Теперь автомобили, растаможенные в Белоруссии, подпадают под коммерческий «утиль», поэтому смысла в таких поставках нет никакого. Ввозятся единичные экземпляры. Для сравнения, раньше через Белоруссию шла примерно треть всего потока», — конкретизировал Чернов.

Эксперт добавил, что существуют автомобили, которые ввозить через Белоруссию немного выгоднее, чем напрямую. Но речь идет об очень дорогих машинах вроде BMW X5 или X7. «У каждой машины своя уникальная математика в зависимости от вводных: где купили, какая реальная стоимость в инвойсе, сколько она стоит по каталогам таможни», — пояснил он.

Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр в беседе с Autonews также заверил, что нововведения коснутся исключительно граждан Белоруссии. Они продолжат пользоваться определенными льготами. Что до корпоративных, коммерческих поставок, никаких изменений для нас не произойдет.

«По-прежнему будет выгодно привезти машину в Белоруссию, если у нее высокий утилизационный сбор, и потом привезти к нам, заплатив «утиль», — считает Хайцеэр. Если ввоз осуществит юрлицо и растаможит машину в Белоруссии, а потом привезет ее в Россию ранее чем через год, то «утиль» придется заплатить второй раз — такой же большой, как и у нас.

«Никакой трагедии не произошло: выстрелило громко, а в жизни все тихо», — резюмировал эксперт.

Фото: Tricky_Shark / Shutterstock / FOTODOM

Заместитель директора компании WestMotors Максим Пархимович подчеркнул, что ставки изменились в первую очередь для юридических лиц, а не для физических. Выросли суммы сбора на автомобили, ввозимые «юриками» — как на легковые, так и на грузовые. Повышение в среднем произошло на 30–40%. На легковые машины они рассчитываются по объему двигателя, на грузовые — по массе ТС.

«Повышение ставок утильсбора в Белоруссии повлияет на Россию, только если есть какие-то контакты у российских заводов с белорусской стороной, — уточнил Пархимович. — Допустим, идет ввоз российских автомобилей в Белоруссию для реализации, и наши юрлица-импортеры будут обязаны оплачивать утильсбор здесь. Это повлияет больше на нас. Но работает это и в обратную сторону. Если наши компании ввозили транспорт для реализации в России (официальные поставки либо «серый» импорт с целью сбыта его на территории РФ), то вырастет себестоимость товара при его ввозе и таможенной очистке».

Эксперт напомнил, что многие поставки осуществлялись с применением таможенного склада, без оплаты утильсбора в Белоруссии с продажей с таможенного склада в России. В этом случае конечный клиент оплачивает российский утильсбор и все сопутствующие расходы: таможенную пошлину, НДС, акцизы и так далее.

Для физических лиц в Белоруссии ставки почти не поменялись: к прежней цене, по оценке эксперта, прибавится порядка 100 долларов, если речь идет о самой ходовой категории машин в возрасте 3–5 лет.

При этом Пархимович напомнил, что в случае, если машина, растаможенная на территории ЕАЭС (в том числе в Белоруссии), продается россиянину менее чем через год, придется заплатить коммерческий утильсбор в России. Поэтому очень важно смотреть, прошел ли год с момента растаможки. Только в этом случае можно оплатить льготный «утиль» в России и пользоваться автомобилем, не опасаясь возможных доплат.

Читайте также:

  • ФТС потребовала миллионы с граждан, ввозивших иномарки в Россию
  • Эксперт пояснил, какие «параллельные» авто не требуют доплаты утильсбора
  • Параллельный импорт автомобилей в 2025 году: что изменилось
  • В России массово аннулируют регистрацию машин в ГАИ. Кого это коснется
Новости