Триллион под ватерлинией

Дефицит ОСК на период до 2030-го оценен в 1,029 трлн руб. Еще около 1 трлн руб. требуется на модернизацию в Санкт-Петербурге и строительство новой верфи. Часть средств ВТБ направит из дивидендов, которые причитаются правительству Фото: Александр Гальперин / РИА Новости Фото: Александр Гальперин / РИА Новости

О результатах аудита Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) рассказал на ВЭФ-2024 глава ВТБ Андрей Костин. С 2023 года корпорация находится в управлении финансового института. «Мы попросили Министерство финансов провести анализ финансового состояния ОСК, казначейство месяцев восемь или девять [оценивало] и пришло к выводу, что дефицит средств с перспективой до 2030 года, именно те пять лет, что мы будем управлять, составляет 1,029 трлн руб. Это цифры Министерства финансов. Что мы под ним понимаем: дефицит денежных средств — это финансирование собственной деятельности ОСК, это погашение обязательств без источников финансирования, в том числе кредиты, не обеспеченные товарной продукцией, и это средства, необходимые для достройки убыточных заказов. Это не развитие, это вообще не инвестиции. Это нынешнее состояние, чтобы прожить пять лет и не завалиться», — сказал он.

Вторая задача ОСК — наладить производство крупнотоннажных грузовых судов, для чего и требуется строительство новой верфи во Владивостоке, которая начнет работу в 2031 году. «ОСК на сегодня — это 85% военка и это 95% оборонзаказа в области морского флота. На повестке дня нужно говорить о развитии гражданского флота, который в России практически отсутствует. У нас в советский период максимальный уровень перевозки грузов на российских судах достигал в [некоторые] годы 50% практически. А сегодня 2%. 2% перевозок осуществляется судами, которые произведены в Советском Союзе и еще в России», — отметил Костин.

«В наш период, который нам остался на пять лет (имеется в виду срок, на который ВТБ получил ОСК в управление. — РБК), мы будем строить одну верфь здесь. И мы будем модернизировать дополнительно те верфи, которые уже существуют на северо-западе, прежде всего в Санкт-Петербурге, там четыре верфи находятся. Некоторые из них требуют большей модернизации, некоторые меньшей», — подчеркнул глава ВТБ. Ранее Андрей Костин говорил о планах строить две верфи, одна из которых должна была появиться на северо-западе. Но для ее создания сейчас нет ни средств, ни человеческих ресурсов, сказал он.

Стоимость нового предприятия, которое будет специализироваться на строительстве крупнотоннажных грузовых судов, глава ВТБ оценил в $5 млрд. Он подчеркнул, что «наполнение» новой верфи пока не определено, приблизительная стоимость рассчитана по аналогии с похожими проектами, реализованными в последние годы в России и за рубежом. Приблизительная стоимость модернизации заводов ОСК на северо-западе и строительства во Владивостоке, по его словам, приблизится к 1 трлн руб. Таким образом, потребности ВТБ в финансировании подконтрольной судостроительной корпорации на ближайшие пять лет составляют около 2 трлн руб.

Аналоги и проблемы

Единственная крупнотоннажная верфь в новейшей истории России — это судостроительно-судоремонтный комплекс «Звезда». Комплекс несколько лет назад построен в Большом Камне Приморского края, он находится под управлением «Роснефти». Изначально стоимость строительства оценивалась в 250 млрд руб., впоследствии она увеличивалась, но финальная стоимость официально не раскрывалась. Руководство верфи активно привлекало судостроителей из других регионов страны, предлагая более высокие зарплаты. Но кадровые проблемы завода, по словам источников РБК в отрасли, не решены до сих пор. Собеседники РБК считают, что с этой же проблемой столкнется и новая верфь ОСК в бухте Промежуточной, когда она будет построена.

Откуда взять деньги

Глава ВТБ уточнил, что покрытие дефицита ОСК, то есть фактическая докапитализация компании, будет происходить в том числе за счет дивидендов ВТБ, которые причитаются контролирующему акционеру — государству. «В ближайшие пять лет все дивиденды, которые ВТБ направит в правительство, — не беру частные, частные дивиденды будут выплачиваться акционерам, как они должны были, — все дивиденды, «которые получал главный акционер», будут целевым образом направляться на финансирование, на докапитализацию компании ОСК, — сказал Костин. — В том числе по привилегированным акциям». Глава ВТБ также допустил, что на поддержку ОСК будут направляться в том числе государственные средства из внебюджетных фондов, но объем такого финансирования не раскрыл.

Что происходило с ОСК

ОСК была создана по указу Владимира Путина в 2007 году для консолидации крупнейших судостроительных заводов, которые на тот момент принадлежали разным собственникам. Правительство передало ОСК в доверительное управление банку ВТБ на шесть лет летом 2023 года после соответствующего предложения Минпромторга. В качестве причин передачи президент Владимир Путин называл убыточные контракты, а Костин, в свою очередь, говорил, что корпорация не справляется с вызовами.

Почти сразу после публичных заявлений о передаче компании банку в ОСК сменилось руководство — возглавлявший ее с 2014 года Алексей Рахманов покинул должность генерального директора, его сменил бывший первый зампред ВТБ Андрей Пучков. С осени новое руководство начало аудит корпорации, в течение года оно сменило директоров почти всех крупных верфей ОСК.

Новости