Фото: Shutterstock
Товары брендов Sony, Panasonic и Hitachi стали еще популярнее в Индии, чем раньше. Например, продажи Panasonic в стране за 2024 год выросли на 30%, что стало лучшим показателем за последние шесть лет. Главным источником прибыли компании послужили гаджеты для «умного» дома — Panasonic предлагает экосистему из приборов, «умный» дом под ключ.
У индийского филиала Sony год также выдался финансово успешным — компания впервые за восемь лет смогла приблизиться к пиковым показателям. За 2023–2024 финансовый год японский производитель техники продал в Индии товаров на почти $875 млн, что на $150 млн больше, чем в предыдущем. Наиболее удачным годом для Sony в Индии считается 2015-й — тогда компания получила почти $1,3 млрд выручки от продаж. Самая продаваемая категория товаров бренда — телевизоры. По словам управляющего директора Sony India Сунила Найяра, именно они составляют около 60% прибыли индийского филиала.

Рынок потребительской электроники в Индии составил $73,7 млрд в 2022 году. Ожидается, что его ежегодный рост составит почти 7% и к 2030 году рынок достигнет показателя $124 млрд. Больше всего спросом пользуются телевизоры, стиральные машины, посудомоечные машины и холодильники. Несмотря на рост среди японских производителей, товары из КНР все еще занимают лидирующие позиции на индийском потребрынке.
Япония начала обгонять на индийском потребительском рынке Китай и Южную Корею. В послепандемийные годы техника корейских и китайских компаний была более привлекательна из-за налаженных цепочек поставок и выгодных предложений, из-за чего японские бренды активно теряли свою долю рынка. Сегодня ситуация изменилась, а техногиганты из Японии смогли увеличить свои прибыли, избежав торговой войны с КНР.
Причины роста продаж у компаний разные, но глобально можно выделить две. Первая — это изменение стратегии позиционирования. В Sony в Индии сделали упор на премиальную линейку ТВ Bravia. Это логично: компания является ведущим производителем телевизоров с большой диагональю. Почти 50% 85-дюймовых, 45% 75-дюймовых и 36% 65-дюймовых телевизоров произведены Sony. Председатель индийского офиса Panasonic Маниш Шарма также заявил, что рост продаж потребительской электроники будет обеспечиваться за счет премиальной и долговечной техники.
Второй причиной стал сезон праздников. Во время фестиваля Онам продажи Sony выросли на 40% на юге страны. В Panasonic также смогли увеличить продажи в праздничный сезон. Для этого компания, в том числе, использовала площадки электронной торговли, где были доступны эксклюзивные предложения.
Реакция Индии
В начале десятилетия Индия была открыта для торговли со странами Юго-Восточной Азии. В 2010 году Индия и страны АСЕАН подписали соглашение о свободной торговле (AIFTA). Оно предусматривало отмену или снижение импортных тарифов, а также взаимную защиту инвестиций. В 2011 году Индия также подписала Соглашение о всеобъемлющем торговом партнерстве с Японией (JICEPA). Его действие распространялось на несколько категорий товаров, в том числе на электронику, аккумуляторы, батареи, автомобили, а также на полупроводники и фотоэлементы.
Однако спустя некоторое время индийских производителей перестали устраивать условия соглашений, и правительство предложило партнерам пересмотреть договоренности. Министр торговли и промышленности Пиюш Гоял летом 2024 года заявил, что индийские производители стремятся получить уступки по пошлинам в рамках соглашений о свободной торговле, но не готовы предоставить доступ на рынок другим странам.
На сегодняшний день товарам из Индии тяжело конкурировать с японскими или корейскими, поскольку производители из этих стран могут позволить себе продавать продукцию по более выгодной цене. Если говорить об экспорте, то индийские производители и здесь не могут похвастаться успехами. Всему виной нетарифные ограничения вроде квот, субсидий и эмбарго. С 2000 года они выросли почти на 20%. Из-за этого индийские предприятия не в полной мере используют возможности FTA.
Индию также волнует растущий торговый дефицит. Например, индийский экспорт в Южную Корею снизился с $8 млрд в 2021–2022 финансовом году до $6,4 млрд в 2023–2024-м. С Японией за апрель—август 2024 года торговый дефицит составил больше $5 млрд.
Компромиссом в такой ситуации может стать схема Production Linked Incentive (PLI), которую индийские чиновники активно продвигают последние несколько лет. С соответствии с инициативой правительство поощряет иностранных производителей, которые переносят или открывают свои производства в Индии. И в стране уже есть удачный пример — индустрия кондиционеров. За полтора года удалось увеличить долю внутренней добавленной стоимости кондиционеров из Индии с 25 до 45% (цель — 75% к 2028 году). Одной из ведущих компаний в этой области является Panasonic, которая тоже приняла участие в PLI.