«Регулирование цены — это плохо»: главное из интервью РБК президента Х5 — РБК Отрасли

Фото: Андрей Любимов / РБК

  • О специфических рисках ретейла

«Рост ставок по кредитам выражается для нас в необходимости более бережного взаимодействия с нашими поставщиками — CAPEX на расширение производства для них стал очень дорогим. С 2022-го мы пилотируем формат стратегического партнерства с поставщиками — их уже около сотни, — когда мы занимаемся совместным прогнозированием того, что мы хотим видеть на полке».

«Растет дефицит кадров. И в ретейле, и в складской логистике, и в HoReCa… Единственный ответ на это — инвестиции в персонал, повышение доли собственного персонала, хотя он у нас и так порядка 85%, уменьшение количества мигрантов».

  • О миграционной политике и кадровом дефиците

«Наша экономика использует труд специалистов из других стран. Но немного меняется их состав. Есть много проектов по привлечению кадров из азиатских стран. Мы недавно пилотировали привлечение индийцев в распределительный центр».

«Есть разные оценки — например, что всего в 2028 году системе занятости в ретейле будет не хватать не менее 13% персонала. Конкретно для торговли и логистики это составит 250–500 тыс. в каждом из направлений. Это много».

«При таких прогнозах нужно продвигать технологичность, роботизацию. Голод — двигатель прогресса, поэтому, если мы понимаем, что у нас не будет такого количества рук через какое-то время, значит, мы придумываем способы, чем эти руки заменить».

«В целом мы ставим себе очень амбициозную задачу не увеличить число персонала к 2028 году при сохранении темпов роста бизнеса».

  • О рынке готовой еды

«Рынок готовой еды — это огромная возможность для нас, в этот сегмент мы направим свои усилия в 2025–2026 годах. Он на самом деле только зарождается, и уровень безопасности продукта, который присутствует сейчас на рынке, зачастую не отвечает нашим требованиям».

«Мы, по сути, стоим на пороге формирования рынка упакованной готовой еды».

«У нас есть собственное производство готовой еды, а есть поставщики. К сожалению, пока собственного производства у нас сильно меньше, чем поставщиков».

  • О стандартах на рынке готовой еды

«Скорее всего, это будет СанПиН по упакованной готовой еде — там будут все нормы и требования к изготовлению, показателям по микробиологии, к срокам годности, транспортировке. Последнее особенно важно на фоне роста онлайн-продаж готовой еды. Важно не только произвести — важно сохранить высокое качество продукта до стола покупателя. И доставка готовой еды будет отдельной историей этого регулирования».

  • О регулировании цен

«Я в ретейле работаю уже почти девять лет и не могу вспомнить ни одного года, когда бы не возникало предложений: «а давайте порегулируем цены». В моей жизни это уже девятый сезон этого сериала. На самом деле уже давным-давно во всех ведомствах, которые ответственны за регулирование торговли, есть понимание, что регулирование цены — это плохо».

  • О повышении цен со стороны поставщиков

«С таких писем обычно начинается диалог между сетью и поставщиком, и это абсолютно не означает, что со дня Х будут подняты цены. Все наши поставщики об этом знают, мы выполняем роль стабилизатора цен на полке. В любом случае мы не поднимаем цену резко. Дальше идет диалог по поводу возможной оптимизации себестоимости, логистики…»

  • О потребностях покупателей в 2025 году

«Потребитель любит «умные» покупки. У нас есть сеть «Чижик» — самый быстрорастущий дискаунтер в нашей стране, уже более 2,3 тыс. магазинов. Благодаря «Чижику» мы увидели, насколько потребителю важно сохранить хорошее качество при покупке по выгодной цене. Это и есть «умная» покупка. Я думаю, что этот тренд будет продолжаться».

  • О конкуренции с маркетплейсами

«В целом рынок торговли, как мы его видим к 2030-му, — это взаимное переплетение офлайна, как мы его сейчас еще пока называем, онлайна, маркетплейсов друг в друга. Потому что для нас, например, маркетплейс является витриной и каналом продаж в том числе».

  • О регулировании маркетплейсов

«Маркетплейсы долгое время имели возможность хорошо расти. Когда бизнес растет, он не очень хочет создавать и соблюдать какие-то нормы и правила. Подростки же не очень любят мыть голову. Сейчас пришло время, когда рост уже есть, объем рынка тоже, пришло время причесаться и начать отвечать требованиям и по безопасности товаров, и по защите прав потребителя, и по соблюдению всех норм».

  • О возможном возвращении американских компаний

«Если компании, которые гипотетически когда-нибудь захотят к нам вернуться, будут настроены на долгосрочное партнерство, мы начнем диалог. Но это не значит, что если они пришли, то мы сразу открыли им двери и поставили на полку. У нас есть долгосрочная программа, на которую мы будем смотреть. И плюс все-таки российский поставщик тоже сильно вырос и заметно преобразился».

  • О консолидации рынка

«Консолидация рынка действительно имеет место быть: топ-5 игроков занимают 36% рынка торговли. Мы думаем, что к 2028-му это будет 48%. Чем это обусловлено? Опять-таки обусловлено переходом к технологичности: чем крупнее игрок, тем больше он может позволить себе CAPEX на технологии, привлечение технологичных инициатив внутри и развитие всего, что связано с роботизацией».

Полная версия интервью с президентом Х5 Екатериной Лобачеваой:

Президент Х5 — РБК: «Голод — двигатель прогресса»

РБК Новости

Новости