- Причины
- Что делать, если бьет при торможении
- Профилактика и советы
Коротко вспомним основные элементы тормозной системы. Рассматривать будем дисковую — барабанная сегодня окончательно устарела и практически не применяется. В общем случае компоненты следующие:
- педаль, соединенная с вакуумным усилителем тормозов (ВУТ) и далее с главным тормозным цилиндром. ВУТ многократно увеличивает «мышечную» силу и передает ее дальше по системе;
- блок-распределитель (гидроблок) антиблокировочной системы. Осуществляет регулирование тормозных усилий по колесам и предотвращает их блокировку;
- тормозные трубки, подходящие к суппортам. Суппорты — это узлы, которые зажимают колодками тормозной диск и останавливают машину.
Вибрации при торможении: причины
Биение в руль при торможении
Чаще всего происходит при деформации тормозных дисков или подклинивании одного из передних суппортов. Не стоит исключать и другие, не самые очевидные причины — например, люфты в рулевом механизме. Отдавать вибрацией могут разбитые рулевые наконечники или тяги, шаровые опоры, сайлент-блоки, а также ослабленные или сильно изношенные ступичные подшипники. Наконец, источником тряски могут оказаться кривые колесные диски или даже сама резина. Более подробно синдром «нервного» руля мы разбирали в этой статье.
Педаль тормоза вибрирует при торможении
Здесь главное — не путать с высокочастотной вибрацией при работе ABS (это нормально). В остальном пульсации педали могут быть следствием проблем с задними барабанными тормозами. Второй вариант — неисправность регулятора тормозных усилий, так называемого колдуна. Но это актуально лишь для старых или маломощных автомобилей без ABS и с задними барабанами. Среди них наши «Лады» или бюджетные машины B-класса («Логан», «Альмера Классик»).
Вибрации по кузову при торможении
Здесь уместно говорить не об отдельной причине, а скорее о крайних вариантах вышеперечисленных. Когда трясти начинает уже весь кузов, продолжать ездить, игнорируя источник, точно не стоит — это просто опасно.
Отдельно следует упомянуть эффект шимми, знакомый многим владельцам внедорожников с передним мостом. Шимми — это возникающие на определенной скорости и быстро нарастающие сильные вибрации, передающиеся на руль и кузов. В том числе могут появляться и при торможении. Причины всегда разные: от ослабленной тяги Панара до разбитых сайлент-блоков клюшек моста.
Что делать, если появилась вибрация при торможении
Ответ прост: не тянуть с диагностикой. Единственное, что можно сделать во дворе, — вывесить передние колеса на домкрате и пошатать их руками. Если будет люфт, тормоза из «подозреваемых» можно исключить. А заодно попробовать определить, где именно люфтит: в рулевом наконечнике, со стороны рулевой рейки или само колесо. Это значительно сузит поле для поисков причины.
Если люфта нет, надо ехать в сервис: для полной проверки понадобится яма или подъемник. Нужно будет «шатать» подвеску, детально осматривать суппорты (лучше со снятием), разбирать барабаны (для старых машин) и т.д. Главное, чтобы это было проверенное место с хорошей репутацией, а не ближайший гараж, в котором пообещают все решить за минуту.
Профилактика вибрации при торможении
Рекомендацией станет банальное «следите за машиной и не затягивайте с ремонтом». Тем не менее напомним основные постулаты.
- Помните, что тормозные механизмы нуждаются в периодической ревизии. Хотя бы раз в пять лет суппорты нужно очищать и осматривать на наличие повреждений пыльников. А барабаны чистить от грязи внутри.
- Если тормозные диски поменяли цвет на сизый или переливающийся, они перегреты. И, скорее всего, уже деформированы. Это может вести к вибрациям.
- Периодически проводите ревизию подвески и рулевого. Если симптомов нет, не нужно ехать на сервис специально — можно запросить диагностику при прохождении планового ТО.
Читайте также:
- Ручной тормоз: виды и главные ошибки при эксплуатации
- Как прокачать тормоза правильно и когда это нужно: инструкция
- Что такое торможение двигателем и как правильно его применять
Авторы Теги