Европейский автопром переживает тяжелейший период в своей истории. Падение продаж и прибыли ведущих компаний, сильнейшее затоваривания складов, планы по закрытию заводов — все это стало регулярными инфоповодами в местных СМИ за последние несколько лет. Кризис в этой отрасли подтверждают и власти ЕС, которые в экстренном порядке готовят некий «план спасения», который будет озвучен в марте 2025 года.
Причин краха автопромышленности Европы называют несколько. Первая — это энергетический кризис, который стал следствием резкого сокращения закупок энергоносителей в России. Во-вторых, одним из виновников всех бед для их автокомпаний европейцы считают Китай. Например, председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен обвинила производителей машин из КНР в нечестной конкуренции в сегменте электрокаров. Благодаря «незаконному», по ее мнению, субсидированию, китайские «зеленые» автомобили стоят почти на треть дешевле своих европейских конкурентов. Соответственно, это позволяет им наращивать продажи и фактически вытеснять соперников с рынка ЕС.
Спасение через демпинг
На крупнейшем мировом рынке — Китае — у европейских компаний дела ожидаемо обстоят не лучшим образом. Причина все та же — разница в ценах. Дело в том, в КНР на данный момент действует целый ряд программ по предоставлению субсидий для стимулирования потребителей к утилизации старых автомобилей и покупке новых машин. Касается это, разумеется, исключительно моделей местных марок, на импорт никаких льгот не предусмотрено.
Причем летом прошлого года местные власти удвоили размеры субсидий. К примеру, дотация на легковые автомобили с ДВС увеличились с 7 тыс. до 15 тыс. юаней. Что касается машин на альтернативных источниках энергии, то для их покупателей действуют особые налоговые льготы, сообщает Reuters. К этой категории транспорта относят электромобили, подзаряжаемые гибриды и водородные автомобили. Покупатели таких машин освобождаются от уплаты налога (до 30 тыс. юаней).
На этом фоне европейские машины на местном рынке стали серьезно проигрывать в ценовой политике «китайцам», которые становятся еще и технологичнее. Как итог — падение продаж автомобилей BMW, Mercedes-Benz, Volkswagen и Porsche на китайском рынке, отмечает Bloomberg.
Для спасения ситуации компании из ЕС были вынуждены снижать цены на машины и вводить дополнительные скидки , а проще говоря, прибегнуть к демпингу. Как рассказал в беседе с корреспондентом Autonews.ru эксперт по подбору автомобилей и автор YouTube-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов, падением стоимости фиксируется преимущественно в премиум-сегменте.
«Да, действительно цены снижаются и появляются новые скидки. Однако эта характерно не только для Китая. Такую же ситуацию вы можете увидеть, к примеру, и на рынке Германии. Важно понимать, что речь все же не идет о неком радикальном падении цен. Более того, если говорить о параллельном импорте, то наш потребитель этого абсолютно не почувствует. Дело в том, что все эти скидки будут нивелированы большой таможней и высокими затратами на логистику», — заявил он.
Впрочем, если изучить прайс-листы некоторых европейских автомобилей в Китае, то можно прийти к выводу, что стоимость некоторых машин приблизилась к доковидному уровню. Для нас особенно заметным масштаб падения цен станет при переводе юаней в рубли. И это при том, что Китай всегда был рынком, где иномарки стоили дорого.
Сколько стоят европейские машины в Китае
Volkswagen
Самым популярным европейским брендом в Китае в минувшем, 2024 году, стал Volkswagen. Причем тут надо учитывать, что производство целого ряда моделей немецкой марки локализовано в КНР.
Самой доступной «зеленой» моделью Volkswagen в Китае стал электрический хэтчбек ID.3. Минимальная стоимость этой модели составляет 119 888 юаней. В переводе на наши деньги получается около 1,6 млн руб. За эти деньги клиент получит заднеприводную модель с запасом хода 450 км. В России за такие деньги сейчас нельзя купить даже подержанный ID.3 (цены на них в среднем составляют около 2 млн руб.). Более того, имея в кармане 1,6 млн руб, на нашем рынке можно рассчитывать разве что на покупку моделей Lada (правда, в топовых версиях).
Что касается кроссоверов, то в Китае продают в том числе некогда популярные в России модели Tiguan и Tuareg. Причем обе модели на местном рынке доступны исключительно с полным приводом. Минимальная стоимость — 298 800 юаней (3,9 млн руб.) и 793 800 юаней (7 млн руб.) с учетом скидок от производителя.