Фото: Shutterstock
Индийское производство горно-шахтного (ГШО) и строительного оборудования в среднесрочной перспективе ожидает значительный рост, а уровень локализации увеличится до 70–80% в ближайшие 5–7 лет, утверждают в аналитическом центре ICRA (Investment Information and Credit Rating Agency of India).
Пока индустрия, которая растет благодаря взрывному развитию инфраструктуры Индии, с 2015 года прибавила 12%. В 2024 году количество проданных единиц товара в этой сфере достигло отметки в 136 тыс. По прогнозам, к 2030 году эта отрасль превратится в рынок, объем которого составит $25 млрд.
Рост внутреннего производства ГШО позволит индийским компаниям экономить до $3 млрд в год, уверены эксперты. В ICRA также отмечают, что достижение отметки в $25 млрд потребует развития внутренних цепочек поставок. Достичь большей локализации может помочь правительственная схема стимулирования производства для таких секторов, как специальная сталь и автокомпоненты.
Развитие индустрии ГШО соотносится с концепцией «Видение 2030», в соответствии с которой Индия должна стать второй по величине экономикой мира и глобальным центром производства и экспорта. Сегодня отрасль горно-шахтного и строительного оборудования страны сильно зависит от импорта: около 50% компонентов (в стоимостном выражении) импортируют из Китая, Японии, Южной Кореи, Германии и других стран. Отрасль также зависит от импорта некоторых ключевых сырьевых материалов, таких как специальная сталь.
Китайская сталь против индийской: за кем останется мировое господство
По словам Лидии Кулик, руководителя направления по исследованиям Индии Школы управления «Сколково» и старшего научного сотрудника Центра индийских исследований Института востоковедения РАН, развитие сферы ГШО напрямую связано с развитием экономики страны. Сегодня, по словам эксперта, Индия нуждается как в увеличении импорта полезных ископаемых, так и в наращивании собственной добычи. Растущая добыча требует нового оборудования, указывает Кулик.
Между тем, в первой половине календарного 2024 года прогноз ICRA был другим: аналитический центр ожидал спад в 2025 финансовом году (1 апреля 2024 — 31 марта 2025) после двух последовательных лет уверенного роста — на 26% в 2023 финансовом году и на 24% в 2024 финансовом году.
По мнению специалистов ICRA, разворот был бы обусловлен замедлением активности на рынке в четвертом квартале финансового 2024 года (январь—март) и первом квартале финансового 2025 года (апрель—июнь) после выборов в Индии, которые проходили в несколько этапов с 19 апреля по 1 июня 2024 года. Совокупная выручка участников индустрии, включенных в выборку ICRA, тоже должна была сократиться на 9–12% в 2025 финансовом году.
Одно из крупнейших предприятий сектора стройтехники и ГШО в Индии — BEML Limited (Bharat Earth Movers Limited). Это публичная компания со штаб-квартирой в Бангалоре, на 54% принадлежащая государству. На ее заводах производят тяжелое оборудование, в том числе для земляных работ, строительства железных дорог, транспортной и горнодобывающей промышленности. BEML — второй по величине в Азии производитель землеройной техники.
Как конгломерат Tata Group стал одной из крупнейших компаний в мире
Также на рынке ГШО важное место занимают Atlas Copco India, Gmedrills, Grivs India Mining Corporation, Heavy Mining Spares, Komatsu Mining, Rashtriya Engineering Works, Prosem Technology India, Rio Tinto India, SGS India и другие компании. Машиностроительный дивизион есть у одного из крупнейших высокодиверсифицированных конгломератов страны — Tata Group.
Сотрудничество с Россией
У России и Индии давняя история взаимных поставок горно-шахтного и строительного оборудования. Сейчас последняя наращивает поставки своей горно-шахтной и строительной техники в Россию: так, доля экскаваторов-погрузчиков из Индии на российском рынке в 2023 году достигла 15%.
Масштабные инфраструктурные проекты — строительство дорог, портов, туннелей, мостов — тоже требуют обеспечения современным оборудованием, лишь ручным трудом в Индии давно не обходятся. Все месторождения имеют свою историю, их национализировали после 1947 года, передавали частным владельцам в ходе приватизации, объединяли в конгломераты. Сотрудничество Индии и Советского Союза развивалось в том числе и между геологами: СССР поставлял в Индию разнообразное оборудование, в том числе и горно-шахтное, металлургическое, энергетическое оборудование.
Изучить возможности закупок индийского горно-шахтного и строительного оборудования, найти поставщиков и разобраться во всех нюансах может помочь «Сбер», который с 2010 года работает в Индии и помогает российским предпринимателям вести бизнес в стране. Специалисты направления Corporate Business Development* находят поставщиков и партнеров, проводят переговоры на русском, хинди и на английском и осуществляют консультационную поддержку клиентов банка.
* Развитие корпоративного бизнеса.
«Однако развитие собственных технологий и производства ГШО всегда было приоритетом для индийского правительства и бизнеса, — отмечает Кулик. — В сфере ГШО работает целый ряд крупных концернов, многие из них — это семейные конгломераты с многолетними традициями, есть и более мелкие фирмы».
По словам эксперта, для индийских клиентов важно, чтобы техника была не просто надежной, экономичной и доступной по цене, но и чтобы в процессе эксплуатации она превышала заявленные параметры (мощность, интенсивность эксплуатации и т.д.).
Как выстроить отношения с бизнес-партнерами из Индии
«При этом ее должно быть просто починить и при необходимости — продать на вторичном рынке. Именно так эксплуатируют технику в Индии. Для наших производителей на индийском рынке это означает дополнительные сложности, а для индийских производителей — открывает дополнительные возможности на таком рынке, как Россия — где индийская техника оказывается дешевле западной, но лучше по качеству по сравнению с китайской», — объясняет Кулик.
Глобальный рынок
Объем мирового рынка горно-шахтного оборудования, по данным Fortune Business Insights, в 2020 году составил $112,23 млрд, а к 2028 году в компании прогнозировали рост до $151,25 млрд со среднегодовым темпом роста в 4%. Доминировал на рынке на тот момент Азиатско-Тихоокеанский регион с долей 30,9%.
Спустя три года эксперты обновили собственные прогнозы: по подсчетам Fortune Business Insights, объем мирового рынка строительного оборудования уже в 2023 году превысил показатель, которого аналитики ждали лишь в 2028 году — $151,6 млрд. Также, по их данным, прогнозный объем в 2024 году составляет $161,45 млрд, а к 2032 году объем рынка достигнет $271,3 млрд, что соответствует среднегодовому темпу роста в 6,7%.
По версии аналитиков из Persistence Market Research, общий объем рынка строительного и горно-шахтного оборудования в 2024 году скромнее: около $142 млрд. По их подсчетам, к 2031 году он вырастет до $231,4 млрд, что соответствует среднегодовым темпам в 7,2%. Для сравнения: с 2019 по 2023 год рынок рос на 4,1% в год
Крупнейшие проекты в индустрии принадлежат быстроразвивающимся экономикам — Индии, Китаю и Бразилии. Одним из главных драйверов роста рынка подобного оборудования стали объявленные в 2021 году КНР инвестиции в инфраструктурные проекты в объеме $1 трлн. Китаю принадлежит 20% мирового рынка строительного оборудования, в 2023 году его объем в стране перешагнул $60 млрд.
Реклама. ПАО «Сбербанк», erid: F7NfYUJCUneP5zeVb1pZ