Почему дилеры стали отказываться от продаж китайских машин. Кто следующий :: Autonews

На пороге перемен

В 2025 год дилерское сообщество вошло с не самыми радостными ожиданиями. По мнению главы ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексея Подщеколдина, весной банкротство грозит многим игрокам. На это указывают показатели 2024 года, по итогам которого около 60% из 4 тыс. дилеров не получили прибыли и сработали в убыток. В наступившем году им будет еще сложнее привлекать кредитные средства. Придется менять подход и отказываться от сотрудничества с маломаржинальными и проблемными марками, машины которых сложно продать. Трудности с поставками запасных частей к автомобилям уже ушедших марок лишь подливают масла в огонь.

По оценке РОАД, в 2025 году совокупные продажи новых легковых автомобилей в России сократятся до 1,45 млн штук (-15% по отношению к 2024 году), но падение может быть намного более масштабным — до 1,3 млн (-25%). В 2025 году, по оценке РОАД, уйти или сменить профиль может до трети дилеров.

Не все «китайцы» оказались нужны

Сведения о прекращении сотрудничества дилеров с мелкими китайскими марками регулярно просачиваются в СМИ. Но, как правило, их почти сразу же опровергают участниками рынка.

Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press Подкасты 28 января Дилеры недовольны работой с китайцами. Как изменится рынок в 2025 году Статьи 22 января Машины пылятся, дилеры на грани банкротства. Как это отразится на ценах

В частности, на днях стало известно об отказе «Рольфа» от работы с тремя брендами: BAIC, Kaiyi и российским Sollers, собирающим свои автомобили на китайской агрегатной базе. Также говорилось, что разорван контракт с российской маркой Evolute. Позднее эта информация была опровергнута.

«Компания «Рольф» продолжает эффективное взаимодействие и сотрудничество с брендом Evolute. Автомобили данной марки доступны в наших дилерских центрах в Москве и Санкт-Петербурге», — пояснил директор департамента новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов. Он также призвал не верить слухам и каналам, которые могут публиковать неподтвержденную информацию. Н прекращение сотрудничества с BAIC действительно подтвердил.

Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press

В январе 2025 года с сайта пермского автохолдинга «Автопрестиж» пропала линейка китайского бренда Kaiyi. Предполагалось также, что из-за отсутствия спроса на машины марки BAIC прекращено сотрудничество и с этим брендом, однако глава холдинга Артем Кононов в беседе с Autonews эту информацию опроверг.

Ранее компания «Обухов-Моторс», крупный партнер калининградского «Автотора», вышла из совместного проекта с заводом. 12 сентября 2024 года Арбитражный суд Калининградской области постановил, что «Автотор» должен выплатить дилеру «Обухов-Моторс» 129,4 млн руб. основного долга, перечислить 14,9 млн руб. за пользование чужими средствами, а также уплатить 200 тыс. госпошлины. В 2023 году «Обухов-Моторс» решил стать дистрибьютором бренда SWM калининградской сборки: за машины была внесена предоплата, но производственный план и график поставок оказались сорваны.

Какие марки могут уйти

Продажи маломаржинальных машин, практически неизвестных потребителю, — крайне сложная задача для дилеров. Такие бренды, по мнению специалистов, будут планомерно уходить. Косвенно на список претендентов указывают продажи транспортных средств. Нпример, машин Kaiyi за первые 11 месяцев 2024 года было продано чуть больше 7,3 тыс. Притом почти все они, по данным «Автостат-инфо», ушли в такси.

Еще хуже обстояли дела у марки SWM, модели которой также выпускает «Автотор», — было продано 1 320 машин. Forthing, чью продукцию собирают там же, реализовал всего 465 автомобилей. К числу откровенно слабых марок также относят Oting, Livan, Foton, Venucia и Haima.

О силе бренда и его перспективах на российском рынке можно судить и по количеству дилерских центров, а также динамике их роста. Любопытный рейтинг составил портал Drom. Ресурс сопоставил сведения о количестве дилерских центров каждой из китайских марок с продажами за сентябрь, октябрь и ноябрь 2024 года на основе статистики «Автостата». Число проданных машин разделили на число торговых точек и на три месяца. Это позволило оценить эффективность дилеров. Выяснилось, что каждый дилер Haval в среднем продавал по 109 машин в месяц. В хвосте рейтинга оказались дилеры Ora (1,3 машины), FAW (1,4), Forthing (1,8) и Wey (2,2).

Присутствуют на нашем рынке и марки, о существовании которых многие даже не подозревают. Автомобилей MG за первые 11 месяцев 2024 года на учет встало всего 443 экземпляра. Это тоже явный кандидат на вылет.

Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press

Что вообще происходит

По словам вице-президента Национального автомобильного союза (НАС) Яна Хайцеэра, в скором уходе из России ряда брендов не стоит сомневаться.

«Уйдет определенное количество маленьких брендов из Китая. Как сюда пришли, так и уйдут, потому что мало продавать сложно, места на рынке нет, их очень много. Техническое обеспечение, гарантийное, обеспечение по запчастям осуществлять непросто при таком объеме продаж, поэтому наверняка они нас покинут», — уверен эксперт.

В беседе с Autonews Хайцеэр подтвердил, что слышал о недовольстве дилеров такими машинами. Однако он напомнил прецедент с «Москвичом»: автомобили этой марки очень слабо продавались, но лишь до тех пор, пока цены на них не упали до адекватного уровня. Затем их стали выметать из автосалонов.

Относительно моделей, собираемых на «Автоторе», специалист отметил, что их активно продают в такси, но в целом реализация далека от успешной.

«На «Автотор» пришли в основном бренды, не опасающиеся вторичных санкций. Им нечего терять, за исключением своих оков. Они и на китайском рынке слабенькие, а для увеличения продаж решили торговать машинокомплектами в Россию. Но это не значит, что они — хорошие автомобили».

Специалист отметил, что на коммерческий успех можно рассчитывать лишь с тем, что уже имеет мировую славу, в том числе, у себя на родине, в Китае: «Что уже себя зарекомендовало, будет продаваться любым способом. Всем остальным будет не так хорошо».

Читайте также:

  • В России отзовут почти 20 тыс. автомобилей Kaiyi. Причина в электронике
  • «Автотор» опроверг наличие проблем со сборкой автомобилей SWM в России
  • Названы самые продаваемые машины в России в 2024 году. Никаких сюрпризов
Новости