Платные дороги в Москве: сколько стоит проезд в 2025 году и куда ведут :: Autonews

Зачем нужны платные дороги

Платная дорога — это трасса или ее участок, за проезд по которым взимается плата. Трассу строят в качестве альтернативы уже существующей бесплатной дороге. На ней нет ограничений в виде населенных пунктов, светофоров, железнодорожных переездов, тоннелей. Преимущество платных дорог — отсутствие пробок, а также хорошее качество асфальта и освещение. Это позволяет водителям значительно выиграть время в пути.

В России о платных дорогах заговорили в начале девяностых. Но первая функционирующая платная дорога появилась только в 1999 году — это был 20-километровый участок трассы М-4 «Дон», который проходил в обход села Хлевное в Липецкой области. Тогда проезд по трассе для легковой машины стоил 5 руб. Через год платная часть дороги разрослась в 2,5 раза. Сейчас протяженность платных участков дороги М-4 «Дон» насчитывает 1 105 км.

Фото: stroi.mos.ru Дороги 15 января Московский скоростной диаметр: зачем он нужен и как по нему ездить
Новости 23 мая 2022 Эксперт рассказал, как сэкономить на проезде по платным дорогам

С тех пор число платных магистралей в России постоянно увеличивается. Однако любую новую или отремонтированную дорогу платной сделать нельзя. Одним из главных условий взимания с водителей денег является то, что должен быть альтернативный бесплатный объезд.

Платные дороги:

  • ЦКАД (Центральная кольцевая автодорога в Московской области) — Подмосковье и Новая Москва
  • М-1 «Беларусь» — от Москвы до границы с Республикой Беларусь
  • М-3 «Украина» — от Москвы до Брянска
  • М-4 «Дон» — от Москвы до Краснодара
  • М-11 «Нева» — от Москвы до Санкт-Петербурга
  • М-12 «Восток» — от Москвы до Казани
  • МСД (Московский скоростной диаметр) — Москва, от Солнцево до М-11 «Нева» с ответвлением на М-12 «Восток»
  • ЗСД (Западный скоростной диаметр) — Санкт-Петербург
  • Мытищинская хорда — Виноградово-Болтино-Тарасовка

Московский скоростной диаметр

Московский скоростной диаметр (МСД) — это платная скоростная магистраль, которая протянулась на 68 километров с севера на юг Москвы. Трассу называют скоростным диаметром, потому что на нем нет ни одного светофора. Плюс масса развязок с дорогами, которые берут на себя большую часть транзитного транспорта, минуя центр города.

Фото: stroi.mos.ru

МСД образована двумя хордами (Северная восточная хорда и Южная восточная хорда) и соединяет 10 крупнейших вылетных магистралей столицы. Здесь 14 удобных транспортных развязок, которые обеспечивают разгрузку Садового кольца, ТТК и МКАД, а также улучшают транспортную доступность 48 районов города, где проживает более 4,5 млн москвичей.

Основной участок МСД протяженностью около 40 км — от входа в город федеральной трассы М-11 на севере до Косинской эстакады — запустили осенью 2022 года. Южный участок МСД и соединение основного участка МСД с федеральной трассой М-12 «Восток» (Москва — Нижний Новгород — Казань) запущены 9 сентября 2023 г.

После запуска основного участка МСД на 13 процентов снизилась нагрузка на северо-восточные участки МКАД. Магистраль разгружает Садовое кольцо, МКАД и ТТК. На 30 процентов стала выше пропускная способность транспортных коридоров, проходящих через территорию Московского региона за счет разгрузки МКАД, ЦКАД. На 20 процентов быстрее стала проезжать скорая помощь в районах, прилегающих к МСД.

Вся Москва по МСД пересекается без единого светофора за 40 минут. Время в пути в аэропорты Шереметьево и Домодедово сокращается на 20-25 минут.

Власти столицы пояснили, что МСД создавалась не для улучшения транзитного движения, а для разгрузки городских дорог, оптимизации работы общественного транспорта, лучшей связки внутренних районов Москвы.

В 2025 году изменяются условия пользования МСД. Изначально для машин на столичных и подмосковных номерах дорога была бесплатной, а для транзитных автомобилей стоимость проезда составляла 950 рублей. С 15 февраля 2025 года для всех автомобилистов (кроме транзитных авто и транспортных средств отдельных категорий) правила меняются.

Прежние правила проезда по МСД сохраняются 16 из 24 часов или 70% времени суток, когда загрузка не превышает критической отметки. Изменения вводятся только по будням в критически загруженные периоды дня: с 07:00 до 11:00 и с 16:00 до 20:00, чтобы не достигать предельной перегрузки дороги. Все остальное время, в том числе в выходные и праздники, правила проезда такие же, как сейчас — поездка будет бесплатной. Правила транзитного проезда ЦКАД-МСД-ЦКАД не меняются. Проезд по любому участку МСД будет считаться платным, только если автомобиль въехал и выехал с участка в платное время. Например, проезд будет бесплатным, если автомобиль заехал в 06:55, а выехал в 07:30 или заехал в 10:55, а выехал в 11:30.

С 15 февраля 2025 года диаметр делят на 9 участков: Бусиновская развязка — Дмитровское шоссе, Дмитровское шоссе — Ярославское шоссе, Ярославское шоссе — Щелковское шоссе, Щелковское шоссе — шоссе Энтузиастов, шоссе Энтузиастов — Зенинское шоссе, шоссе Энтузиастов — Волгоградский проспект, Волгоградский проспект — Каширское шоссе, Каширское шоссе — улица Подольских Курсантов, улица Подольских курсантов — Варшавское шоссе. Стоимость проезда по каждому — 5 рублей. В среднем один автомобилист проезжает три участка, что соответствует 15 рублям за поездку.

Фото: stroi.mos.ru

Транзитным он считается в случае, если:

— автомобиль дважды пересек границы ЦКАД (в любом месте) в течение 24 часов и проехал по МСД,
— между въездом автомобиля на МСД и съездом с МСД прошло не более 2 часов.

Оплатить поездку необходимо только за каждый полностью совершенный маршрут ЦКАД-МСД-ЦКАД независимо от времени дня, типа транспортного средства или количества транзитных проездов по МСД. Въезд для грузовых транспортных средств запрещен, за исключением машин с пропусками.

Проезд по МСД бесплатный для:

  • транспорта общего пользования (наземный городской транспорт);
  • такси с разрешением на перевозки в Москве и Московской области;
  • транспортных средств, на которых осуществляются регулярные перевозки по межрегиональным маршрутам;
  • специального транспорта, оборудованного устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
  • транспорта организаций федеральной почтовой связи, осуществляющих перевозки почтовых отправлений и денежных средств, а также сопровождающих почтовые отправления и денежные средства работников таких организаций.

Водители каршеринга оплачивают проезд аналогично другим автомобилистам, оплата проводится через оператора каршеринга.

Как оплачивать

На МСД нет пунктов оплаты со шлагбаумами. Проезд отслеживают дорожные фото- и видеокамеры: они автоматически считывают номера автомобилей.

Оплатить проезд по МСД можно сразу, не дожидаясь появления начисления — в течение 5 дней на сайте msd.mos.ru, в приложении «Парковки России», либо непосредственно во время поездки — при помощи транспондера.

Транспондер дает скидку на проезд по платным дорогам, а также позволяет проезжать через пункты оплаты гораздо быстрее. Подробнее о транспондере.