Официально: Nissan и Honda отказались от объединения

В декабре прошлого года компании Nissan и Honda подписали меморандум о взаимопонимании, который подразумевал создание альянса, в который также была включена компания Mitsubishi Motors (34% ее акций принадлежат Ниссану). Но уже в январе стала появляться информация о том, что стороны не могут прийти к взаимовыгодным условиям и сделка не состоится. Теперь это подтверждено официально. Все три стороны опубликовали заявление об аннулировании меморандума и отмене планов.

Главной причиной размолвки стал конфликт интересов. Первоначальный план подразумевал создание равноправного СП, под зонтик которого перейдут компании Honda и Nissan. Однако их финансовое положение сейчас сильно различается. Например, согласно свежим отчетам, Honda показала в третьем квартале 2024 финансового года увеличение операционной прибыли на 5% (до 397 млрд иен), а у Ниссана за этот же период операционная прибыль упала более чем в семь раз (до 64 млрд иен)! Рыночная капитализация Хонды (7,5 трлн иен) сейчас в пять раз превышает капитализацию Ниссана. Поэтому в компании Honda настаивали на другой форме объединения: Nissan должен был стать ее дочерней структурой. Такие перспективы вторую сторону не устроили.

В результате после длительных переговоров между советами директоров было принято решение отменить слияние. Формально оно объясняется необходимостью «повышения оперативности принятия решений и реализации управленческих мер» в условиях нестабильного рынка и надвигающейся эры электрификации автомобилей. Впрочем, партнеры намерены сохранить свой электромобильный альянс, образованный в августе прошлого года, так что сотрудничество Хонды и Ниссана все-таки состоится.

После сообщения о разрыве сделки компания Nissan поспешила обнародовать свой новый антикризисный план на 2026 финансовый год (в Японии он начнется 1 апреля 2025 года). Главная повестка — сокращение расходов на 400 млрд иен (2,6 млрд долларов). Из них 200 млрд планируется сэкономить на общих и административных расходах, еще 100 млрд Nissan намерен выгадать на реструктуризации производственной базы, а 30 млрд иен — на оптимизации разработки новых моделей. Разумеется, не обойдется без снижения производственных мощностей с нынешних 5 млн до 4 млн автомобилей в год. Все эти меры приведут к сокращению 6500 рабочих мест только в США и Таиланде, плюс уже идут сокращения в Китае.

Наконец, Nissan продолжит искать нового партнера-инвестора, готового спасти японского автопроизводителя, не поглощая его. Уже возобновлены переговоры с тайванским электронным гигантом Foxconn: об этом на днях рассказал его глава Янг Лю, подчеркнув, что Foxconn стремится к партнерству с Ниссаном, а не к поглощению. Главным направлением сотрудничества должны стать электромобили, тем более, что соответствующее подразделение в компании Foxconn возглавляет выходец из Ниссана Дзюн Секи.

Новости