Новые штрафы, запреты, законы: что ждет автомобилистов в 2025 году :: Autonews

Машины подорожают

Цены автомобилей на российском рынке продолжают расти. Вслед за новыми машинами прайсы поднимаются и на вторичке. С 1 января 2025 года они вновь устремятся вверх. Причиной тому — повышение ставок утилизационного сбора.

Решение о ежегодной индексации утилизационного сбора было принято властями в 2024 году. С 1 октября они уже повысились на 70–85%, а с 1 января каждого нового года будут дополнительно индексироваться в пределах 20% до 2030 года. Дополнительные издержки лягут на плечи конечных покупателей.

Данная мера направлена в первую очередь на пополнение бюджета. По оценке властей, в 2024 году доходы от утильсбора на транспорт должны составить 1079,8 млрд руб., в 2025-м — 2011,5 млрд, в 2026-м — 2451,6 млрд, а в 2027-м — 2716 млрд руб. В том числе с произведенных в России — 399,5 млрд, 871,5 млрд, 1202,8 млрд и 1451,5 млрд руб. соответственно, а с импортированных — 680,2 млрд, 1140 млрд, 1248,8 млрд и 1264,6 млрд руб.

Напомним, что утилизационный сбор — это введенный в 2012 году единовременный платеж за будущую утилизацию каждого транспортного средства. Он зависит от вида транспорта, массы, возраста и объема двигателя, а также размера установленной базовой ставки. С 2022 года компенсация по утильсбору полностью привязана к уровню локализации продукции.

Фото: Shutterstock Утилизация 18 декабря 2024 Как утилизационный сбор влияет на цену машины и что будет после повышения
Статьи 23 декабря 2024 Что изменилось для водителей в 2024 году. Законы, штрафы, камеры

Сумма утильсбора для автомобиля с объемом двигателя от 1 до 2 л, ввезенного для перепродажи, сейчас составляет 556 200 руб. С начала 2025 года она составит 667 400 руб., а к 2030 году увеличится до 1 172 400 руб. Для автомобиля с объемом двигателя от 2 до 3 л и годом выпуска более трех лет обязательный платеж уже составляет 2 366 000 руб., с 1 января составит 2 839 400 руб., а к 2030 году достигнет 4 988 600 руб.

Гибриды и электрокары с 2025 года также вырастут в цене. Размер утильсбора с сегодняшних 32 600 руб. вырастет до 667 400 руб., а к 2030 году достигнет 1 172 400 руб. А для электромобилей старше трех лет он составит 1 174 000 руб. в 2025 году и 2 062 600 руб. к 2030 году.

Штрафы вырастут

Решение о поднятии штрафов за нарушения ПДД уже одобрено Советом Федерации. Осталась только подпись президента — и с 1 января 2025 года новые наказания вступят в силу. Суммы, с которыми придется расставаться нарушителям, вырастут в 1,5 раза, при этом скидка при своевременной оплате штрафов сократится вдвое.

Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press

В частности, намного более солидным штрафом будет наказываться превышение скорости. Если сейчас вилка варьируется от 500 до 5 тыс. руб., то с 1 января 2025 года она составит от 750 до 7,5 тыс. руб. Штраф за неиспользование ремня безопасности увеличится с 1 тыс. до 1,5 тыс. руб.

Для удобства мы свели все изменения в таблицу:

Вид нарушения Статья КоАП Было Стало
Управление автомобилем без пристегнутого ремня безопасности Ст. 12.6 Штраф 1 тыс. руб. Штраф 1,5 тыс. руб.
Пьяное вождение Ч. 1 ст. 12.8 Штраф 30 тыс. руб. и лишение прав на срок 1,5–2 года Штраф 45 тыс. руб. и лишение прав на срок 1,5–2 года
Передача управления пьяному водителю Ч. 2 ст. 12.8 Штраф З0 тыс. руб. и лишение прав на срок 1,5–2 года Штраф 45 тыс. руб. и лишение прав на срок 1,5–2 года
Управление автомобилем в пьяном виде водителем без прав или лишенным прав Ч. 3 ст. 12.8 Административный арест до 15 суток или штраф 30 тыс. руб. Административный арест до 15 суток или штраф 45 тыс. руб.
Отказ от проверки на опьянение Ч. 1 ст. 12.26 Штраф 30 тыс. руб. и лишение прав на срок 1,5–2 года Штраф 45 тыс. руб. и лишение прав на срок 1,5–2 года
Превышение скорости на 20–40 км/ч Ч. 2 ст. 12.9 Штраф 500 руб. Штраф 750 руб.
Превышение скорости на 40–60 км/ч Ч. 3 ст. 12.9 Штраф 1–1,5 тыс. руб. Штраф 1,5–2,5 тыс. руб.
Превышение скорости на 60–80 км/ч Ч. 4 ст. 12.9 Штраф 2–2,5 тыс. руб. или лишение прав на срок четыре-шесть месяцев Штраф 3–3,75 тыс. руб. или лишение прав на срок четыре-шесть месяцев
Превышение скорости на 80 км/ч и выше Ч. 5 ст. 12.9 Штраф 5 тыс. руб. или лишение прав на срок шесть месяцев Штраф 7,5 тыс. руб. или лишение прав на срок шесть месяцев
Повторное превышение скорости на 40–60 км/ч Ч. 6 ст. 12.9 Штраф 2–2,5 тыс. руб. Штраф 3–3,75 тыс. руб.
Повторное превышение скорости на 60–80 км/ч Ч. 7 ст. 12.9 Штраф 5 тыс. руб. или лишение прав на год Штраф 7,5 тыс. руб. или лишение прав на год
Проезд на красный сигнал светофора Ч. 1 ст. 12.12 Штраф 1 тыс. руб. Штраф 1,5 тыс. руб.
Повторный проезд на красный сигнал светофора Ч. 3 ст. 12.12 Штраф 5 тыс. руб. или лишение прав на срок четыре-шесть месяцев Штраф 7,5 тыс. руб. или лишение прав на срок четыре-шесть месяцев
Езда по обочине Ч. 1 ст. 12.15 Штраф 1,5 тыс. руб. Штраф 2,5 тыс. руб.
Выезд на встречную полосу или трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия Ч. 3 ст. 12.15 Штраф 1–1,5 тыс. руб. Штраф 1,5–2,5 тыс. руб.
Выезд на встречную полосу или трамвайные пути встречного направления, не связанный с объездом препятствия Ч. 4 ст. 12.15 Штраф 5 тыс. руб. или лишение прав на срок четыре-шесть месяцев Штраф 7,5 тыс. руб. или лишение прав на срок четыре-шесть месяцев
Повторный выезд на встречную полосу или трамвайные пути встречного направления, не связанный с объездом препятствия Ч. 5 ст. 12.15 Штраф 5 тыс. руб. или лишение прав на год Штраф 7,5 тыс. руб. или лишение прав на год
Несоблюдение требований разметки и знаков Ч. 1 ст. 12.16 Штраф 500 руб. Штраф 750 руб.
Поворот налево или разворот в неположенном месте Ч. 2 ст. 12.16 Штраф 1–1,5 тыс. руб. Штраф 1,5–2,5 тыс. руб.
Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением Ч. 3 ст. 12.16 Штраф 5 тыс. руб. или лишение прав на срок четыре-шесть месяцев Штраф 7,5 тыс. руб. или лишение прав на срок четыре-шесть месяцев
Повторное движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением Ч. 3.1 ст. 12.16 Штраф 5 тыс. руб. или лишение прав на год Штраф 7,5 тыс. руб. или лишение прав на год
Несоблюдение требований разметки и знаков, запрещающих стоянку или остановку Ч. 4 ст. 12.16 Штраф 1,5 тыс. руб. Штраф 2,5 тыс. руб.
Несоблюдение требований разметки и знаков, запрещающих стоянку или остановку, в Москве и Санкт-Петербурге Ч. 5 ст. 12.16 Штраф 3 тыс. руб. Штраф 4,5 тыс. руб.
Движение по выделенной полосе Ч. 1.1 ст. 12.17 Штраф 1,5 тыс. руб. Штраф 2,5 тыс. руб.
Движение по выделенной полосе в Москве и Санкт-Петербурге Ч. 1.2 ст. 12.17 Штраф З тыс. руб. Штраф 4,5 тыс. руб.
Непредоставление преимущества скорой помощи, полиции Ч. 2 ст. 12.17 Штраф 3–5 тыс. руб. или лишение прав до года Штраф 4,5–7,5 тыс. руб. или лишение прав до года
Нарушение ПДД, которое привело к причинению легкого вреда здоровью Ч. 1 ст. 12.24 Штраф 2,5–5 тыс. руб. или лишение прав на срок 1–1,5 года Штраф 3,75–7,5 тыс. руб. или лишение прав на срок 1–1,5 года
Нарушение ПДД, которое привело к причинению вреда здоровью средней тяжести Ч. 2 ст. 12.24 Штраф 10–25 тыс. руб. или лишение прав на срок 1,5–2 года Штраф 15–37,5 тыс. руб. или лишение прав на срок 1,5–2 года

Одновременно с увеличением размеров штрафов с 1 января 2025 года снижается скидка за своевременную оплату: если раньше она составляла 50%, то будет — только 25%. Однако срок, в течение которого можно оплатить штраф со скидкой, увеличится с 20 до 30 дней.

Камеры начнут «штрафовать» за отсутствие ОСАГО

В 2025 году камеры автоматической фиксации нарушений начнут проверять наличие полисов ОСАГО. Однако штрафовать за нарушение с помощью камер пока будет нельзя — речь идет лишь о тестовом режиме. Решение о начале полноценной автоматической фиксации машин без полиса автогражданки будет приниматься по итогам тестирования.

Фото: AntonSAN / Shutterstock / FOTODOM

В ходе тестового периода собственникам транспорта, на который не оформлены полисы ОСАГО, через «Госуслуги» будут рассылаться уведомления о необходимости оформить страховку. Предполагается, что тестовый период продлится 12 месяцев.

Проверка полисов ОСАГО камерами уже началась в отдельных регионах страны. Но это лишь первый этап долгосрочной программы. Вторым шагом станет сопоставление данных в системах АИС страхования и сведений «Госуслуг» об автомобилях граждан. Третьим этапом должно стать заблаговременное оповещение граждан о приближающемся окончании договора ОСАГО.

Заработает единый полис ОСАГО для России и Белоруссии

Закон о создании единой системы ОСАГО для России и Белоруссии был подписан президентом России 30 ноября 2024 года. Полноценно функционировать эта система начнет с 1 января 2025 года.

Нововведение означает, что «синяя» карта для поездок в Белоруссию станет необязательной. С начала 2025 года российский полис ОСАГО по-прежнему будет работать только в России, но опционально можно будет оформить и международный полис, номер которого внесут в единую систему союзного государства. Оформлять такие полисы будут как в бумажном, так и в электронном виде. Предъявлять документ сотрудникам ГАИ также можно будет как в бумажном, так и в электронном виде.

Стоимость международных полисов пока не определена, однако уже известно, что она будет рассчитываться в пределах тарифного коридора, границы которого определит РСА. Расширение действия страховки будет оформляться дополнительным соглашением, а в самом договоре сделают соответствующую отметку. Ожидается, что на расширенные полисы ОСАГО придется до 10–15% от всех договоров по автогражданке.

Увеличатся санкции за повторную езду без ОСАГО

В 2025 году штраф за повторную езду без ОСАГО существенно увеличится. Соответствующий законопроект уже принят Госдумой и одобрен в Совете Федерации. В соответствии с документом, за первое нарушение водителя оштрафуют на те же 800 руб., что и сейчас, а при повторном нарушении штраф составит от 3 тыс. до 5 тыс. руб. Точная сумма будет определяться сотрудником ГИБДД в зависимости от обстоятельств.