«Суперджеты» не взлетели, автомобили сломались
Аномально высокое атмосферное давление, наблюдавшееся на днях в Санкт-Петербурге и на большей территории европейской части России, привело не только к невозможности полетов российских Sukhoi Superjet 100, но и к активации пиктограммы Check Engine на приборных панелях некоторых машин китайских марок. 7 февраля в Северной столице зафиксировали рекордное давление — 1055,1 гПа (791,33 мм рт. ст.), а в субботу, 8 февраля, был поставлен новый рекорд — 791,5 мм рт. ст. Показатели остаются высокими, они по-прежнему далеки от нормы 760 мм рт. ст.
Приостановка полетов Sukhoi Superjet 100 стала сюрпризом для граждан. Выяснилось, что российский авиалайнер не рассчитан на такие погодные условия: если атмосферное давление выходит за пределы дельты 950–1050 гПа, приборы не могут корректно определить высоту, что напрямую влияет на безопасность: пилоты не могут точно определить, на какой высоте находится самолет. Лайнеры других производителей при этом продолжали летать. Аналогичная картина наблюдалась и на земле: некоторые современные модели автомобилей оказались не готовы к такой погоде и перевели работу двигателя в аварийный режим.
В частности, по социальным сетям разошлись скриншоты с ошибкой Р2229 на полноприводных Haval Jolion, вызванной некорректной работой датчика давления наддува турбины. Неисправность проявилась на машинах с 150-сильным мотором GW4B15D. Выяснилось, что МАР-сенсоры на этом автомобиле не рассчитаны на давление 786 мм и выше. Автовладельцы начали массово обращаться в дилерские центры бренда, создав большие очереди. Не обошли проблемы и владельцев некоторых машин других китайских марок. Об этом свидетельствуют сообщения на форумах. Впрочем, одними «китайцами» дело не ограничилось: заподозрил в метеозависимости свою машину и владелец Renault Duster второго поколения.
А была ли поломка
Пресс-службы ключевых китайских брендов на запрос Autonews.ru касательно сбоев в работе двигателей автомобилей на момент выхода материала не ответили. Ответ поступил только от бренда Geely: «На автомобилях Geely такой проблемы не зафиксировано».
Технический директор франчайзинговой сети автосервисов Fit Service Никита Родионов сообщил, что за прошедшие выходные на их станции в Санкт-Петербурге действительно заезжало больше машин китайских марок, чем обычно. «Мы сравнили прошедшие выходные с предыдущими (8–9 февраля), а также с будними днями (5–6 февраля). И по всем сравнениям получился рост числа визитов на 40–60%», — уточнил он. Вместе с тем эксперт подчеркнул, что и американских машин на сервис заезжало больше, чем обычно. «Наплывом визиты китайских марок мы точно не назовем», — отметил Родионов.
Не исключено, что на волне появившейся в СМИ информации о метеозависимости «китайцев» их владельцы повысили бдительность и обратили внимание на поломки, которых прежде не замечали или которые игнорировали, что способствовало росту очередей на ремонт.
Чем высокое давление опасно для машин
По словам руководителя отдела оценки колесной техники ГК «Альфа-Лизинг» Валерия Антюфьева, проблемы на китайских автомобилях, вызванные аномально высоким атмосферным давлением, действительно возможны, но обусловлены они скорее технологичностью, чем недоработками.
«Современные автомобили становятся все более сложными с технической точки зрения. Они оснащаются десятками датчиков, у которых есть свои рабочие диапазоны, — пояснил эксперт. — Так произошло и с датчиками атмосферного давления турбированных двигателей с непосредственным впрыском топлива некоторых китайских автомобилей».
Антюфьев объяснил, что датчик атмосферного давления в турбодвигателе не позволяет подавать слишком много воздуха в камеры сгорания: параметры учитываются системой управления двигателем для приготовления топливовоздушной смеси в постоянно меняющихся условиях, даже если вы едете по серпантину, стремительно набирая высоту над уровнем моря.
«Если в камеры сгорания будет подаваться слишком мало воздуха, то сгорание смеси будет неполным, что сразу отметит электроника катализатора, а мощность двигателя снизится. Если же воздуха будет слишком много, то это может привести к выходу двигателя из строя — именно из-за слишком высокого давления. Чтобы этого не произошло, в программе управления двигателем прописывается блокировка работы, что логично, а управляется дозировка с учетом атмосферного давления за бортом», — пояснил специалист.
Опасны ли такие сбои
Эксперты уверены, что владельцам метеозависимых машин бояться нечего: по мере снижения атмосферного давления до нормальных величин ошибка на приборной панели самостоятельно исчезнет и двигатель вновь будет выдавать паспортную мощность.
Дело лишь в том, что, как и в случае с «Суперджетом», производители не учли при проектировании такие условия.
«Либо сами датчики давления не рассчитаны на работу при таких аномальных значениях, либо в программе прописан запрет на работу при слишком высоком (или низком) давлении — все ради увеличения ресурса двигателя. Как только атмосферное давление придет в норму, ошибки исчезнут и двигатель продолжит работать без ошибок», — считает Антюфьев.