Крупный бизнес выступил с критикой проекта ФАС об иностранных инвестициях — РБК

data-title=»Крупный бизнес выступил с критикой проекта ФАС об иностранных инвестициях» data-url=»https://www.rbc.ru/business/16/04/2025/67fb95d79a79478cbdbddcca» > Вконтакте Одноклассники Telegram Эксклюзив Крупный бизнес выступил с критикой проекта ФАС об иностранных инвестициях Сюжет Эксклюзивы РБК Идея ФАС усилить контроль за инвестициями иностранцев может привести к признанию практически любой крупной компании стратегической, опасается РСПП. В службе считают меры в целом оправданными, но обещают доработать проект Фото: Андрей Любимов / РБК

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) подготовил замечания и предложения к разработанному Федеральной антимонопольной службой (ФАС) законопроекту, ужесточающему критерии для иностранных инвестиций в российские стратегические компании и увеличивающему спектр сделок, требующих согласования в профильной правительственной комиссии. Отдельные положения предлагаемых поправок «вызывают серьезные опасения у бизнес-сообщества», поэтому текущая редакция законопроекта не может быть поддержана, говорится в письме главы РСПП Александра Шохина на имя главы ФАС Максима Шаскольского (есть у РБК, его подлинность подтвердили в союзе). Однако в целом бизнес «поддерживает необходимость государственного контроля за иностранными инвестициями для обеспечения безопасности государства и общества», следует из отзыва.

В частности, РСПП критикует предлагаемое поправками определение хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для страны, как «недопустимо широкое». Это «создает риски отнесения к данной категории фактически любой крупной российской компании», в том числе тех, которые стратегические виды деятельности не осуществляют, а только «могут их осуществлять в будущем» в связи с наличием необходимых ресурсов, указано в письме. Поскольку критериев выявления таких «потенциальных участников стратегической деятельности» нет, это «означает практически для любого крупного российского предприятия серьезные риски признания ничтожными сделок», не прошедших процедуру согласования в правительстве, указывает РСПП.

Власти обсудят предварительные условия возврата иностранных компаний Экономика

Некоторые положения поправок могут затронуть портфельные инвестиции иностранцев в публичные российские группы компаний, в чей состав входят стратегические предприятия, а также привести к сокращению инвестиционной активности «ввиду дополнительных затрат и потенциальных рисков для приобретателей», следует из письма.

Разработанный ФАС законопроект оформлен как поправки в закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и другие акты. Инициатива была представлена на обсуждение в феврале 2025 года. Разработку поправок служба аргументировала необходимостью предупреждения рисков, возникающих при осуществлении иностранных инвестиций в стратегические компании. Документ также предусматривает совершенствование правового регулирования в указанной сфере и улучшение инвестиционного климата, прокомментировали РБК в пресс-службе ФАС.

Служба собрала мнения заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также профильных общественных объединений, в том числе РСПП, сообщили в пресс-службе ФАС и уточнили, что в связи с поступившими предложениями ведомство занимается доработкой положений законопроекта.

РБК направил запросы в пресс-службы Минпромторга, Минэнерго, а также в профильные бизнес-ассоциации, подпадающие под действие поправок. В пресс-службе Минприроды РБК сообщили, что проект закона поступил в министерство, ведомство его рассмотрит и направит позицию в ФАС. Минприроды понимает целесообразность усиления в текущих условиях контроля за иностранными инвестициями, подчеркнули там.

Что предлагает ФАС и что не устраивает бизнес

  • Расширить сферу применения закона о согласовании иностранных инвестиций на находящееся в федеральной или муниципальной собственности «имущество, предназначенное для осуществления видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

По мнению РСПП, это оценочное понятие, которое может затруднить квалификацию сделок приватизации или передачу такого имущества в пользование. Одно и то же имущество (например, буровая установка) может применяться и в стратегических отраслях, и при осуществлении обычных видов деятельности, привели пример эксперты РСПП.

  • Расширить стратегические виды деятельности в сфере недропользования. Сейчас к ним относятся геологическое изучение недр, разведка и добыча полезных ископаемых на участках недр федерального значения. ФАС предлагает включить в список также месторождения регионального и межрегионального значения — с запасами от 50 млн до 70 млн т нефти, от 30 млрд до 50 млрд куб. м газа, от 30 до 50 т золота, от 300 тыс. до 500 тыс. т меди. А также участки с проявлениями, по данным госкадастра, урана, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, алмазов, лития и платиноидов. Сейчас иностранные инвестиции в компании, пользующиеся такими участками, могут быть вынесены на согласование правкомиссии по представлению уполномоченного органа.

РСПП предлагает исключить из перечня положение, что компания может быть признана стратегической, если на участке недр, которым она пользуется, по данным госкадастра, есть проявления редких металлов, алмазов и так далее. Сам факт попадания участка в кадастр не дает права на добычу — для этого нужно официальное подтверждение запасов и постановка их на госбаланс после прохождения экспертизы, обращают внимание в РСПП. Поэтому упоминание только проявлений полезных ископаемых не должно автоматически влечь признание такой деятельности стратегической, считают в союзе.

  • Признавать стратегическими предприятия, пользующиеся участками недр, содержащими подземные воды для питьевого, хозяйственного и технического снабжения объемом более 500 куб. м в сутки.

Норма о добыче подземных вод затронет более 500 крупных и средних промышленных предприятий, добывающих воду из скважин для охлаждения оборудования, газоочистки, осушения карьеров и шахт, химического производства, отмечают в РСПП. Общероссийское потребление воды для технологических целей составляет 24 млрд куб. м ежегодно, указано в письме, а в отдельных энергоемких обрабатывающих отраслях потребление воды может достигать 150 куб. м на тонну продукции. Союз предлагает исключить из перечня видов стратегической деятельности использование компаниями воды для собственных нужд.

  • Расширить понятие рыболовства. Согласно законопроекту, оно будет включать не только вылов, но и переработку, транспортировку, хранение биоресурсов, производство рыбной продукции и аквакультуры.

Такое расширенное понятие охватывает логистику и переработку, включая компании, не имеющие отношения к вылову, указывает РСПП. В результате под действие закона подпадет любое предприятие, осуществляющее, например, рыбоконсервное или рыбокоптильное производство, любое транспортное или складское предприятие, которое перевозит или хранит рыбопродукцию, перечисляется в письме. Это создаст дополнительные административные барьеры для использования рыбы в пищевом производстве, а также сделает транспортировку уловов водных биоресурсов и их перевозку вглубь России менее привлекательными по сравнению с другим пищевым сырьем, опасаются в РСПП.

  • Появление у иностранных инвесторов обязанности уведомлять уполномоченный орган о наличии права прямо или косвенно распоряжаться 5% и более акций (долей) в стратегическом обществе. Косвенное владение определяется по ст. 105.2 Налогового кодекса и охватывает участие через цепочки собственников и соглашений.

На практике такой подсчет косвенного распоряжения без контрольной доли инвестора (более 50%) некорректен и не отражает реального влияния на компанию, считают в РСПП. Инвестор, по оценке союза, не всегда может знать о том, что он косвенно владеет стратегическим предприятием, если, например, он вложил портфельные инвестиции в публичную компанию, владеющую группой с присутствием стратегических компаний. Это может привести к неумышленному нарушению таким инвестором требований закона, предупреждают в РСПП. Кроме того, там указывают на некорректное применение этого положения НК, которое, наоборот, применяется для определения доли участия российского налогоплательщика в иностранной компании.

  • Ввести при согласовании сделок обязанность раскрывать сведения о выгодоприобретателях, бенефициарах и гражданстве продавцов долей в стратегических компаниях (ранее такая информация требовалась только от покупателя), а также учитывать совокупную долю иностранных инвесторов, включая косвенное владение.

В РСПП указывают, что получение таких сведений о продавцах долей будет существенно затягивать процесс сбора документов, а в отдельных случаях такие сведения вообще не могут быть предоставлены. В отношении учета совокупной доли иностранцев в РСПП отмечают, что у каждого потенциального приобретателя появится обязанность самостоятельно установить факт владения иностранными лицами акциями/долями стратегического общества и рассчитать количество принадлежащих им акций/долей, в том числе через косвенное владение. Такой подход будет сокращать инвестиционную активность ввиду дополнительных затрат и потенциальных рисков для приобретателей, считают в союзе.

  • Новые обязанности и санкции для иностранных инвесторов. Проект предусматривает, что в течение года после того, как закон вступит в силу, иностранный инвестор, который может распоряжаться от 5 до 50% голосующих акций стратегического общества, должен уведомить об этом правкомиссию. При владении более 50% инвестор должен либо подать ходатайство на согласование, либо снизить долю ниже контролирующего порога. Также он должен снизить долю при получении отказа комиссии в согласовании. Если требования не будут выполнены, предусмотрен судебный запрет на право голоса на собраниях акционеров (участников).

Последствия в виде сокращения доли иностранного инвестора при согласовании сделки, которую ранее не требовалось согласовывать, могут привести к неблагоприятным последствиям не только для самого инвестора, но и для деятельности компании, в которую он инвестировал, считают в РСПП.

«Это полностью постфактум меняет для инвестора условия на рынке, из которых участники рынка исходили, инвестируя в тот или иной объект, а установленные сроки могут заставить продавать контролирующую долю с дисконтом стороннему лицу, что приведет к дополнительным расходам и инвестиционным потерям, а возможно, и к потере активов в случае лишения голосов по пакетам акций, по которым не получено согласование», — подчеркивается в письме. В условиях, когда сложилась практика обращения имущества в госсобственность по искам прокуратуры, «любые сделки могут оказаться токсичными из-за угрозы полной утраты инвестиций», резюмировали в РСПП.

Читайте РБК в Telegram.

Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram

РБК в Telegram

На связи с проверенными новостями

Bloomberg сообщил о снижении доходов России от нефти

Экс-чиновник Госдепа сообщил о плане ужесточения санкций против России

Правительство утвердило энергетическую стратегию до 2050 года. Подробности

Китай остановил закупки самолетов Boeing в рамках торговой войны

Оппозиция Турции раскрыла план победы над Эрдоганом.

Радио «Судного дня» снова вышло в эфир. Подробности

Власти создадут «политическую мастерскую» по опыту Школы комсомола

Вэнс назвал абсурдом слова Зеленского, что США тепло относятся к России

Рэй Далио, предсказавший кризис 2008 года, рассказал, чего опасается из-за пошлин США

Рэй Далио, предсказавший кризис 2008 года, рассказал, чего опасается из-за пошлин США

Читайте РБК в Telegram! Подборка наших каналов

Авторы Теги

Новости