- Когда нужно снимать рулевую рейку
- Необходимый набор инструментов
- Алгоритм снятия
- Что проверять на снятой рейке
Когда нужно снимать рулевую рейку
Демонтаж требуется нечасто, однако ремонт и полноценное обслуживание рулевой рейки без съема невозможны. Обычно показаниями к процедуре являются следующие симптомы:
- стуки при работе рулем или проезде неровностей. При этом диагностика подтверждает, что причина именно в рейке, а не в наконечниках или шаровых опорах.
- В продолжение первого пункта: люфт в самой рейке. Здесь также важно удостовериться, что виноваты, например, не разбитые рулевые тяги.
- Характерные закусывания и подклинивания при вращении руля.
- Масляные запотевания. Обычно проявляются в районе сальника рулевого вала или местах присоединения магистралей гидроусилителя (если он есть).
- Ощутимый люфт рулевого колеса. Явно выше указанной в руководстве нормы (если таковая предусмотрена).
Что потребуется для снятия рулевой рейки
Точный перечень инструментов предугадать невозможно. Тем не менее, для большинства операций можно составить универсальный список. Сюда входят:
- набор рожковых ключей;
- набор головок с трещотками под «квадрат» двух основных типоразмеров: ½ и ¼ дюйма;
- пара отверток: под «крест» и классический плоский шлиц;
- молоток;
- съемник (выпрессовыватель) рулевых наконечников;
- домкрат и набор брусков различной толщины в качестве проставок;
- портативная газовая горелка;
- активная смазка типа WD-40 или аналогов.
Как снять рулевую рейку
Здесь по аналогии с абзацем выше: единой инструкции, подходящей ко всем автомобилям, быть не может. Однако конструктив узла аналогичен на большинстве легковых машин. Поэтому приведем общие положения, актуальные для подавляющего числа моделей.
- Снять колеса и все, что мешает доступу к месту проведения работ. Например, защиту картера, подкрылки и иные пластиковые элементы.
- Слить жидкость гидроусилителя, если автомобиль им оборудован.
- «Отстегнуть» рулевые наконечники. Это удобнее сделать с помощью съемника (список выше).
- Отсоединить вал рулевого управления. Обычно это карданное соединение со шлицевой частью крепления этого кардана к валу рейки. Здесь может понадобиться молоток — аккуратно сбить кардан по шлицам с вала, если он закис.
- Открутить рулевую рейку от кузова или подрамника — в зависимости от компоновки.
- Вытащить узел в сборе через одну из колесных арок.
Еще раз отметим, что последовательность и объем работ могут отличаться, выше приведен лишь общий алгоритм для понимания сути процедуры.
Как проверить снятую рулевую рейку на исправность
Полноценная диагностика рейки возможна только в условиях сервиса, либо при наличии у владельца соответствующей квалификации. Поэтому, как и в случае с приведенной выше последовательностью извлечения, укажем лишь общие моменты.
- Потеки масла — типичный, и прежде всего бросающийся в глаза признак «болезни».
- Проверка люфтов самой подвижной рейки в направляющих втулках. Обнаруживаются классическим способом: путем покачивания в разные стороны рейки с обеих сторон по очереди.
- Проверка люфтов вала, к которому присоединяется рулевой кардан. Также с помощью покачиваний руками.
- Проверка люфтов во внутреннем сочленении рулевых тяг. По аналогии.
- Проверка герметичности поршня гидроусилителя. Для этого на рейке поочередно затыкаются пальцем два отверстия под трубки ГУРа, с одновременной имитаций поворота руля. Вал рулевого придется чем-то крутить, так что процедуру удобнее проводить с напарником. При исправном поршне отверстия будут работать поочередно, в зависимости от направления вращения: из одного воздух выходит, в другое заходит. И наоборот.
- Проверка состояния зубцов рейки. Вал поворачивается с помощью подручного инструмента — при этом не должно ощущаться заеданий и подклиниваний.
Ещё раз отметим, что досконально определить нюансы возможно лишь при полном разборе рулевой рейки. После чего мастер вынесет вердикт: имеет ли смысл ремонтировать узел (продаются специальные ремкомплекты) или выгоднее поискать рейку в сборе.
Читайте также:
- Что такое гидроусилитель руля и как он работает
- Почему бьет руль при торможении и как это устранить
- Скрип руля при повороте: на месте и в движении, причины