Фото: пресс-служба
В январе покупатели стали сталкиваться с табачной продукцией без привычных бумажных марок на пачках. Нововведение породило немало вопросов у потребителей. Между тем это не контрафакт и не нелегальная продукция. С 1 сентября 2024 года российский табачный рынок вступил в новую эру: обязательная бумажная маркировка на пачках сигарет была отменена, уступив место цифровым двухмерным кодам системы «Честный знак». Разберемся, как это влияет на табачный рынок.
Использование только цифровой маркировки соответствует современному уровню технологического развития и представляет ряд значимых преимуществ, особенно в части борьбы с нелегальным рынком.
Для государства цифровая система обеспечивает более глубокий и эффективный контроль за оборотом табачной продукции и открывает перспективы для упрощения администрирования акцизов. Система «Честный знак» позволяет на каждом этапе отслеживать движение пачки от производителя до конечного потребителя. Это способствует значительному снижению доли нелегальной продукции на рынке. За последние несколько лет, с момента введения цифровой маркировки в 2019 году, объем нелегальной торговли табачной продукцией в России сократился до 11,4%. Это подтверждает эффективность мер по контролю за рынком и борьбе с теневыми схемами.
Важно отметить, что электронная маркировка давно применяется не только в табачной сфере, но и в других отраслях. В России аналогичные системы уже эффективно работают для лекарств, обуви, одежды, парфюмерии, молочной продукции и других товаров. Это позволяет исключить подделки, защитить потребителей и обеспечить прозрачность поставок.
Системой цифровой маркировки в России занимается Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) на основе государственно-частного партнерства. ЦРПТ отвечает за маркировку 24 групп товаров, среди которых молочная продукция, бутилированная вода, безалкогольные напитки, табак, пиво, икра, обувь, товары легкой промышленности, шубы, шины, духи, фотоаппараты, медицинские изделия, технические средства реабилитации и кресла-коляски, антисептики, биологически активные добавки, ветеринарные препараты, растительные масла, корма для животных, консервы и велосипеды.
Система цифровой маркировки основана на уникальном цифровом коде Data Matrix, который наносится на товар без специального носителя (например, RFID-метки). Этот код позволяет прослеживать товар на всех этапах его жизненного цикла на рынке — от производства до продажи. Его сканируют на складах, в магазинах и при покупке.
Потребители, в свою очередь, получают инструмент для проверки легальности товара через мобильное приложение «Честный знак». Однако важно, чтобы они были уверены, что продукция без бумажных марок абсолютно легальна. Поэтому индустрия совместно с органами власти объясняют, что переход исключительно на Data Matrix — показатель соответствия новым требованиям законодательства. Это укрепляет доверие к продукции, защищает покупателей от контрафакта и стимулирует добросовестную конкуренцию среди производителей. Потребитель также может самостоятельно проверить товар, просто отсканировав Data Matrix с помощью приложения на смартфоне, которое предоставит полную информацию о продукции и предупредит, если товар вызывает подозрения.
Для плавного перехода законодатель предусмотрел специальный период с 1 сентября 2024 года по 1 июля 2025 года, в течение которого производители могут выпускать продукцию как с бумажными марками, так и без них. Это позволяет компаниям адаптироваться к новым требованиям и использовать имеющиеся запасы упаковочных материалов.
С 1 июля 2025 года на рынок можно будет выпускать только продукцию с цифровой маркировкой. Важно отметить, что продукция с бумажными марками, введенная в оборот до этой даты, может находиться в продаже до полной ее реализации.
Как добросовестный производитель, мы заблаговременно подготовились к этому процессу. Уже сейчас наши производственные мощности полностью готовы к работе в условиях отказа от бумажной марки.
Опыт стран ЕАЭС, таких как Казахстан и Кыргызстан, уже продемонстрировал эффективность отказа от бумажных марок, которые легко подделать, в пользу цифровых кодов.
Переход на электронную маркировку — значимый шаг вперед для российского табачного рынка. Он открывает новые возможности для повышения его прозрачности и борьбы с контрафактной продукцией. Современные технологии делают процесс отслеживания продукции максимально эффективным, снижая издержки и для бизнеса, и для государства. Это также создает благоприятные условия для дальнейшего сокращения доли нелегального рынка, который, несмотря на достигнутые успехи, по-прежнему остается вызовом для отрасли. Наша компания поддерживает эти изменения и уверена, что они принесут пользу отрасли.