Фото: Shutterstock
«Систему налогообложения тоннажа» ввели в Индии еще в 2004 году в рамках специального закона о финансах, который направлен на повышение конкурентоспособности и эффективности местной судоходной отрасли.
В соответствии с положениями этой системы налоги судоходной морской компании считаются не по выручке, а определяются исходя из тоннажа судов организации. Специальный режим призван снизить налоговую нагрузку на судоходные компании и стимулировать развитие индийской торговой флотилии.
Также, по задумке чиновников, это снижает бюрократические затраты, поскольку компании платят определенную сумму каждый налоговый период. Подобная схема применяется к компаниям, которые владеют судами и эксплуатируют их. Причем налог на тоннаж в Индии действует опционально. Компании могут выбрать либо стандартную систему налогообложения для бизнеса, либо перейти на тоннажную схему. Судоходные компании, которые выбирают тоннаж, освобождаются от уплаты налогов с фактического дохода.
Обычно выделяют следующие плюсы системы налога на тоннаж:
-
Прогнозируемость. Поскольку налог основан не на реальной прибыли, а на формальном тоннаже флота, компании могут прогнозировать свои годовые отчисления. Это упрощает финансовое планирование и снижает риски внезапных налоговых изменений. Также такая система облегчает процесс подачи налоговой декларации, поскольку налоги рассчитываются ежегодно на основе общего чистого тоннажа судов, которые принадлежат компании.
-
Стимул для развития флота. Регистрация судов в Индии становится более выгодной, поскольку при прочих равных компания будет платить меньше, чем по стандартной системе налогообложения. Также благодаря налоговым послаблениям компании активнее обновляют и расширяют свой флот. А это создает дополнительные рабочие места в морской отрасли и смежных секторах (ремонт, логистика, порты, судостроение и т.д.).
До 2004 года, когда в Индии ввели такую альтернативу, в стране действовал обычный корпоративный налог на прибыль. При этом другие крупные морские державы (например, страны ЕС, Сингапур и др.) уже применяли тоннажный налог, чтобы привлечь судовладельцев под свой флаг.

Первой страной, которая ввела налог на тоннаж, была Греция. Это случилось в 1957 году. К 2019 году правила налога на тоннаж применялись во многих странах, включая Японию, Южную Корею и 22 страны ЕС. В 2023 году налог на тоннаж планировали применять в 23 европейских странах и 86% мирового флота. Новые правила коснулись всех лидеров сектора морских контейнерных перевозок: MSC, Maersk, Hapag-Lloyd, CMA-CGM, Cosco (Китай) и One (Япония).
Что хотят изменить теперь
С 2004 года и до сих пор налог на тоннаж действовал исключительно для морских судоходных компаний. Теперь же чиновники хотят распространить его на внутренние судоходные компании. Так, если раньше схема работала только для судов, которые были зарегистрированы в соответствии с законом о торговом судоходстве от 1958 года, то сейчас под него подпадут суда, зарегистрированные в соответствии с Законом о внутренних судах 2021 года.
Закон о торговом судоходстве (Merchant Shipping Act 1958) охватывает исключительно морское (океанское и прибрежное) судоходство. Также он применяется к судам, которые ходят под индийским флагом в международных или прибрежных водах. Надзор за соблюдением закона осуществляет Министерство портов, судоходства и водных путей, а также главное управление судоходства Индии.
В свою очередь закон о внутренних судах (Inland Vessels Act 2021) создан специально для внутренних водных путей: рек, каналов, озер и прибрежных лагун. Он определяет порядок регистрации, лицензирования, классификации и безопасности судов, которые курсируют во внутренних водах (лодки, баржи, паромы и т.д.) Также реальный контроль за исполнением закона лежит на правительстве штатов.
Согласно поправкам, те, кто выбирает тоннажный налог, должны подать заявление не позднее чем за три месяца до окончания финансового года.
Почетный секретарь Ассоциации судоходства Международной торговой палаты Ракеш Сингх подчеркивает, что поправка к законопроекту о налоге на тоннаж поможет развитию внутреннего судоходства как вида транспорта.
Также компании, которые одновременно занимались морским судоходством и речным, смогут объединить эти два направления в одну структуру, поскольку налоговое бремя будет рассчитываться одинаково. На сегодняшний день в Индии наблюдается острая нехватка судов внутреннего водного транспорта, что требует больших капиталовложений в сектор. С учетом необходимости стимулирования роста за счет использования внутреннего водного транспорта были предприняты попытки поглотить внутренние суда в налоге на тоннаж.