Фото: Shutterstock
Недавнее исследование, проведенное «РБК Исследования рынков», определило наиболее привлекательные ecom-площадки для старта онлайн-бизнеса в товарном сегменте. Опрос, проходивший с 3 по 10 декабря 2024 года, охватил 1016 респондентов, среди которых были как действующие предприниматели (645), так и те, кто планирует открыть свой бизнес в ближайший год (371).
Все участники (100%) занимаются продажей товаров через интернет. Среди параллельных сфер бизнеса предприниматели отметили также, что занимаются продажей в офлайне (25,6%), работают в сфере производства (7,9%), строительства (3,1%) и других.
Большинство из них (64,7%) работают как индивидуальные предприниматели, а 25,9% являются самозанятыми. Среди тех, кто намерен открыть бизнес, 50,7% планируют сделать это в течение следующих шести месяцев.
С точки зрения легкости запуска онлайн-бизнеса в России лучшей платформой был признан классифайд «Авито»: это мнение разделяют 31,4% респондентов. На втором и третьем местах расположились маркетплейсы Ozon и Wildberries с показателями 21,2% и 20,5% соответственно. В пятерку лидеров со значительным отставанием также вошли «ВКонтакте» (5,8%) и Telegram (5,8%).
При выборе платформы для старта бизнеса респонденты искали информацию в среднем по трем ключевым интернет-ресурсами. Лидерами по поиску информации стали маркетплейсы Ozon, Wildberries и классифайд «Авито», которые привлекли более половины опрошенных. При этом Ozon занял первое место с 56,8% интереса, за ним следуют Wildberries с 54,9% и «Авито» с 51,1%. Четвертое место досталось «Яндекс Маркету» с 33,7%, который значительно отстает от тройки лидеров.
«Уже сейчас Россия — страна полностью победившего омниканального потребления. По итогам 2024 года Россия опередила Корею и уступает только Китаю по уровню проникновения покупок непродовольственных товаров онлайн. Таким образом, то качество сервиса, которое в России сейчас обеспечивается в онлайне, является фактически уникальным даже по мировым меркам. 50% всех продаж непродовольственных товаров, за исключением автомобилей и моторного топлива, россияне приобретают в онлайне. Тренд на быстрый рост сохраняется, а самое интересное то, что тренд развивается не только в крупных городах. Наиболее бурный рост электронной коммерции происходит в малых городах и населенных пунктах благодаря пунктам выдачи заказов», — комментирует гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.
При этом, по словам Бурмистрова, российский рынок является уникальным: «Нигде в мире больше нет такой высокой конкуренции среди онлайн-площадок. Соответственно у предпринимателей, малого и среднего бизнеса, есть возможность успешно конкурировать с крупнейшими ретейлерами за счет более быстрой реакции, гибкости, экспертности. При этом «Авито» на текущим этапе своего развития представляет собой платформу с минимальным порогом входа, которая дает возможность начать свое развитие или дополнить свою омниканальную модель взаимодействием с огромной аудиторией в совершенно другом разрезе, чем на маркетплейсах, за счет прямой связи с клиентом и гибкого ценообразования. Что позволяет бизнесу также использовать платформу для тестирования новых идей и формирования клиентской базы без значительных финансовых вложений».
Отметим, что среди главных преимуществ «Авито» респонденты выделили широкую аудиторию пользователей платформы, возможность старта бизнеса с минимальными вложениями, а также простоту регистрации и старта бизнеса.