Почти половина россиян считают, что использование нейросетей школьниками негативно влияет на знания и критическое мышление, показал опрос ВЦИОМа. Эксперты предлагают пересмотреть педагогические приемы и установить этические нормы
Возможность использовать технологии искусственного интеллекта (ИИ) для учебы в школе и при подготовке домашнего задания допустили 16% россиян, а 30% опрошенных разрешили бы их только для подготовки по отдельным предметам. Это следует из исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), с результатами которого ознакомился РБК.
46% категорично ответили, что не разрешили бы своему ребенку использовать ИИ для учебы, а 8% затруднились ответить. При этом на ответы респондентов очевидно влиял поколенческий фактор, отмечают авторы исследования. Среди поколения зумеров (рождены с 2001 года) и младших миллениалов (1992–2000) процент тех, кто выступил против ИИ в школе, ниже — 31 и 38% соответственно. В то же время старшее поколение настроено более скептически: больше половины представителей (53%) — «поколения застоя» (1948–1967) не разрешили бы ни в каком виде своему ребенку использовать ИИ для учебы в школе.
Опрос проводили 31 марта 2025 года, в нем приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по случайной выборке.
Хотя 46% опрошенных в разной степени допускают применение ИИ в школе, только 10% сообщили, что их ребенок уже использует нейросети в процессе обучения. Еще 12% рассказали о том, что технологиями пользуются дети родственников и 14% — дети знакомых. 34% уверены, что никто в их окружении не использует искусственный интеллект во время учебы.
Почти половина (46%) опрошенных уверены, что внедрение ИИ-технологий в процесс учебы негативно скажется на качестве знаний школьников. О том, что новые технологии, наоборот, значительно улучшают знания, заявили только 4%, еще 20% ответили, что «скорее улучшают», чем ухудшают. Есть и те, кто считает, что использование нейросетей никак не влияет на качество полученных знаний, так ответили 14% опрошенных.
Здесь также мнения разделились в зависимости от поколения. Среди зумеров опасения по поводу влияния ИИ на знания школьников выразили 32% опрошенных, а среди старшей группы («поколение застоя») так ответила половина — 51%.
На вопрос о том, какие новые возможности дает ученикам использование искусственного интеллекта, 34% ответили, что это может помочь в обучении детей с ограниченными возможностями. Также 29% отметили повышенную доступность образования для жителей удаленных регионов, а 26% — развитие цифровых навыков.
Участников исследования также просили озвучить опасения по поводу потенциального использования ИИ. Больше всего опрошенные боятся снижения умственной нагрузки и деградации, так ответили 36%. Переживают из-за возможного отсутствия «живого» общения 31% респондентов, снижение мотивации к обучению, лень беспокоят 27%, риск плагиата и списывания — 26%, а ухудшение критического мышления — 25%.
По мнению эксперта ВЦИОМа Георгия Рожкова, риски деградации когнитивных навыков и мотивации действительно имеют место в случае непродуманного использования искусственного интеллекта, но он может стать и эффективным инструментом. «Молодежь, для которой ИИ — часть повседневности, видит в нем ресурс для оптимизации рутины и доступа к знаниям. Задача системы образования — не запрещать, а научить критическому взаимодействию с технологиями», — считает Рожков.
Что нужно для эффективного применения искусственного интеллекта
По мнению председателя профсоюза «Учитель» Дмитрия Казакова, вопрос использования искусственного интеллекта в учебе и подготовке домашних заданий требует дополнительного изучения. Нужно иметь четкий алгоритм и список направлений, где такие технологии могут быть использованы и в каком количестве, кроме того, учителя также должны разбираться, как они работают, считает он.
По опыту Казакова ученики уже используют нейросети в основном для подготовки докладов, презентаций и похожих заданий. «Это, конечно, не очень хорошее явление, потому что в данном случае технологии становятся легким способом выполнения работы, чтобы не заниматься этим самостоятельно», — пояснил педагог. По его словам, пока до конца непонятно, как лучше использовать искусственный интеллект, чтобы это не вредило учебе, но это предстоит проанализировать.
Чтобы ИИ приносил пользу в образовании, необходимо пересмотреть педагогические приемы, создать возможности для педагогического сообщества выработать этические нормы его применения и предоставить учителям равные технологические возможности применения современных информационных технологий, считает руководитель Института содержания и методов обучения Министерства просвещения Максим Костенко. Он рассказал РБК, что в некоторых школах уже сегодня учителя просят школьников, которые используют нейросети для выполнения домашних заданий, указывать ссылки, что, по мнению Костенко, формирует академическую честность.
«Чтобы написать что-то достойное с помощью нейросети, нужно уметь этим инструментом пользоваться, ставить ему задачи, иметь план, создать структуру запроса, а для этого нужно разбираться в своей теме, чтобы нейросеть не написала бред. Самое главное — нужно представлять, аргументированно защищать то, что ты создал, а это гораздо важнее, чем написанный нейросетью текст», — уверен Костенко.
Он также отметил, что сегодня технологии ИИ могут быть использованы для разработки программ обучения, которые адаптируются к индивидуальным потребностям ребенка. Такие программы способствуют развитию различных навыков и позволяют учиться в индивидуальном темпе.
Костенко привел в пример голосовые помощники в музыкальных колонках. «Они умеют распознавать человеческую речь, поддерживать диалоги, давать ответы на вопросы, решать некоторые прикладные задачи, шутить. В образовательной̆ деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья можно использовать разные возможности голосовых помощников. Для детей̆ с логопедическими проблемами он может стать хорошим мотиватором развития речи, так как ребенку самому будет необходимо произносить фразы так, чтобы ИИ их понял. Дети с нарушением зрения или моторными нарушениями могут взаимодействовать с учебным материалом и выполнять задания посредством голоса», — пояснил Костенко.
Читайте РБК в Telegram.