По всей стране наряды ДПС заступили на службу в усиленном режиме. Новогодние праздники — время корпоративов и бурных возлияний, а значит, шансы встречи на дорогах с пьяными водителями особенно высоки. В это время, по статистике ГАИ, число нетрезвых «рулевых» ощутимо растет.
К примеру, в прошлые новогодние праздники в одной лишь Москве за езду в нетрезвом виде задержали 307 граждан, а за первые 11 месяцев 2024 года на дорогах Московской области произошло 309 ДТП с участием автомобилистов в состоянии опьянения: 88 человек погибли, еще 378 пострадали. Учитывая возможную тяжесть последствий, правоохранители устраивают массовые проверки — проскочить мимо инспекторов нарушителям практически невозможно.
Проверять водителей на трезвость в усиленном режиме сотрудники Госавтоинспекции будут на протяжении всех новогодних и рождественских праздников: в каждом десятом ДТП в той же Московской области, по статистике ведомства, виноват алкоголь. В большинстве муниципалитетов Подмосковья соответствующие рейды начались 30 декабря и продолжатся до 13 января 2025 года. Аналогичные мероприятия проводятся и в большинстве других регионов страны. Мы приняли участие в оном из рейдов, чтобы понять, как именно осуществляются проверки.
Как и где проверяют водителей
Представители ведомства пояснили Autonews, что в мероприятиях по выявлению пьяных водителей применяется метод «массовой проверки». Конкретный участок дороги полностью перекрывается, что позволяет проверить максимальное количество автомобилистов. После этого точка дислокации меняется на новую, а процедура повторяется.
Кольцо на въезде в подмосковный город Пушкино — одно из аварийно-опасных мест, где часто дежурят сотрудники ДПС, однако на этот раз на точке одновременно собрался почти десяток экипажей — как из отдела Госавтоинспекции УМВД России «Пушкинское», так и из 3 батальона 1 полка ДПС (северный) Главного управления МВД России по Московской области, который дислоцируется в пешей доступности от места событий. Проскочить мимо такой облавы — все равно что попасть в игольное ушко.
Экипажи включают «люстры» и выстраиваются друг за другом, после чего инспекторы огораживают сигнальными конусами специальный коридор, через который пускают транспортный поток. Методично взмахивая жезлами, сотрудники ГАИ направляют автомобили в «карман», общаются с водителями и проверяют их на признаки возможного опьянения. На скорости дорожного движения процедура почти никак не сказывается благодаря отточенной методике проверки.
«Первый сотрудник Госавтоинспекции направляет поток, они все проезжают. Получается беспрерывная проверка. Автомобили одновременно проверяются, и сразу же вся эта колонна отпускается. В среднем в мероприятии обычно участвует от трех до четырех экипажей, чтобы проверить как можно больше транспорта и увеличить охват», — пояснил Autonews представитель ведомства.
Место проведения мероприятия также выбрано не случайно: такая дислокация позволяет отсечь потенциальным нарушителям путь в расположенные по другую сторону от трассы М-8 «Холмогоры» гипермаркеты, соседнюю Ивантеевку, и, разумеется, в сам город. Альтернативных выездов не так и много, каждый из них легко можно перекрыть.
Как выявляют пьяных
Выявлением пьяных водителей Госавтоинспекция занимается давно и успешно, поэтому методика проверки отработана, а инспекторы, что называется, чуют нарушителей за версту.
«Останавливаем, представляемся — называем должность, звание, фамилию и говорим о профилактическом мероприятии «нетрезвый водитель», а дальше задаем вопросы, смотрим. Обязательно нужно назвать причину остановки. Если у водителя нет признаков, он едет дальше. И чем больше транспорта мы проверим, тем лучше. Если у нас сил много, то можем и тонировку замерить — ярко выраженные нарушения мы, конечно, пресекаем. Параллельно смотрим на нарушения при перевозке детей, но основная цель — именно нетрезвые водители», — пояснил Autonews командир ОР ДПС отдела ГАИ УМВД России «Пушкинское» майор полиции Сергей Баринов.
По словам собеседника, в непростой работе сотрудникам ведомства помогает «внутренняя чуйка»: «Мы смотрим на водителя и чувствуем». Но основное внимание уделяется внешним признакам опьянения.
«Нормальный водитель заметен. Он внимательно ведет машину и адекватно реагирует на окружающую обстановку. Шофер, который находится в состоянии опьянения, начинает вести себя по-другому. Допустим, я ему жестом махнул — он отреагировал вяло. Бывает, что человек устал. Если мы видим, что он в утомленном состоянии и признаков опьянения нет, то рекомендуем встать и отоспаться хотя бы часок», — поясняет Баринов.
Но все же главную роль в процессе, по словам майора полиции, играет общение. Именно оно позволяет выявить неадекватных водителей: «Задается вопрос. Человек начинает отвечать. К примеру, «Как себя чувствуете? Алкогольные напитки употребляли или не употребляли?». В зависимости от того, как собеседник реагирует, действуют инспекторы. Смотрим на глаза. Естественно, алкогольному опьянению сопутствует запах».
При выявлении первичных признаков опьянения водителю предлагается пройти освидетельствование с помощью алкотестера — непосредственно на месте. «У каждого экипажа сейчас есть свой прибор, — подтвердил майор Баринов, — когда только вводились алкотестеры, их было недостаточно и их подвозили к месту другие экипажи. Теперь такой проблемы нет».
Что происходит при «положительном» тесте
Гаишники сообщили Autonews, что пьяных водителей на дорогах становится все меньше, но полностью они пока не исчезли. К примеру, по всему Пушкинскому району в среднем за сутки ловят не более 1–2 водителей подшофе, но в пятницу, субботу и воскресенье, а также в праздничные дни их становится заметно больше.
Если алкотестер показал наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе, водителя отстраняют от управления. Норма допустимой погрешности в России — 0,16 мг/л или 0,3 промилле. Процедура проводится следующим образом:
- Составляется протокол об отстранении от управления транспортным средством;
- Производится медосвидетельствование на основании акта.
Если водитель выдувает больше нормы, он может согласиться, либо не согласиться с результатом освидетельствования. При несогласии дуть в алкотестер или с результатами проверки автомобилисту предлагается пройти освидетельствование в медицинском учреждении. При отказе от процедуры, на основании п. 12.26 ч. 1 КоАП, водитель автоматически признается пьяным, по суду лишается водительских прав, а также «награждается» солидным штрафом.