ФТС потребовала миллионы с граждан, ввозивших иномарки в Россию :: Autonews

«Оплачивали все, что по законодательству положено, и получали соответствующие документы, а теперь с нас потребовали сотни тысяч», — описал в общении с Autonews.ru свою ситуацию один из получивших уведомление.

Нам удалось пообщаться с рядом лиц, уже получивших «письма счастья» от таможни. Все они ввезли за последние годы несколько автомобилей и растаможили их как машины для личного пользования. Транспортные средства были проданы или не встали на учет в ГАИ на граждан, их ввозивших. Ведомство провело проверку и уличило автовладельцев в неправильном расчете утилизационного сбора, а затем потребовало не только недополученную разницу, но и пени.

В некоторых случаях недоимка исчисляется миллионами рублей. Так, с одного из россиян потребовали доплатить 42 млн руб. за ввоз 94 автомобилей.

Люди, которые получили взыскания, считают, что до 1 августа 2023 года в нормативно-правовой базе отсутствовали требования к количеству ввозимых транспортных средств, и пытаются оспорить требования ФТС в судах. Однако, по мнению юристов Ассоциации параллельного импорта, в данном случае неуместно говорить об обратной силе закона или о сроках давности — речь о пользовании льготами, не предназначенными для коммерческих случаев ввоза.

Что произошло

В редакцию Autonews.ru обратились граждане, ранее ввозившие в Россию через страны Таможенного союза транспортные средства. При таможенном оформлении эти машины проводились как автомобили для личного пользования: они таможились на физических лиц с уплатой утилизационного сбора в размере 5200 руб. за каждый автомобиль в соответствии с установленным для этого случая порядком расчета. Впоследствии такие лица стали получать от таможни уведомления «о необходимости уплаты утилизационного сбора и пени по утилизационному сбору». Проблема коснулась тех, кто приобретал и ввозил машины в период с 2020 по 2023 год.

Фото: Юрий Смитюк / ТАСС Новости 28 января Эксперт пояснил, какие «параллельные» авто не требуют доплаты утильсбора Новости 27 января Таможня пояснила, каким автовладельцам нужно доплатить сотни тысяч рублей

Само по себе доначисление «утиля» не новость, о таких случаях было известно давно. Ранее Autonews.ru обращался в таможенную службу и получил следующий ответ: «По результатам проведения в 2024 году проверочных мероприятий в отношении физических лиц, осуществивших неоднократный ввоз в РФ транспортных средств (87-я группа ТН ВЭД ЕАЭС) в коммерческих целях, сумма доначисленного утилизационного сбора составила 535,9 млн руб.».

В нашем распоряжении оказались копии уведомлений, рассылаемых ФТС. Такие случаи зафиксированы, в частности, в Воронежской, Тамбовской и Липецкой областях. Рассылаются такие уведомления и жителям других регионов, к примеру Брянской области. Многие получатели «писем счастья» выразили недовольство действиями таможенников и обратились в суд, мотивируя это тем, что до 1 августа 2023 года законодательных норм, ограничивающих число ввозимых для личных нужд автомобилей, не было.

Фото: AutonewsФото: AutonewsФото: Autonews

Почему доначислили «утиль»

По словам одного из получателей «письма счастья» по имени Олег, процедура началась еще в 2022 году, до изменения таможенного законодательства 1 августа 2023 года.

«Мы не были предупреждены, с нами никто не говорил. Обращались на один и тот же пост, привозя машины из Белоруссии и других стран Таможенного союза. Оплачивали все, что по законодательству положено, и получали соответствующие документы. Потом начались проверки. Мотивировалось все тем, что транспортные средства ввозились с нарушением закона — якобы не для личного пользования, а для перепродажи. Но мы подавали документы, являясь физическими лицами», — пояснил собеседник Autonews.ru.

Таможенный орган, со своей стороны, объясняет требования о необходимости доплаты «утиля» тем, что ввезенные машины не ставились на учет либо продавались. Под подозрением оказались все, кто ввозил по несколько машин, к примеру три, пять, десять, в короткий временной промежуток. Таможня считает, что непостановка автомобилей на учет или перепродажа доказывает факт ввоза машин не для личного пользования.

«У меня в 2020 году одна машина была, в 2021-м — две, и в 2022-м — три. По первой даже сроки исковой давности истекли все — ее все равно приписали. Суды все принимают. Автомобили покупались в Белоруссии, Армении — едином Таможенном союзе. Никто никакую границу не пересекал. Ограничений до 1 августа 2023 года не существовало», — рассказал гражданин по имени Владимир, также получивший «письмо счастья».

По словам россиян, которых обязали доплатить утильсбор и погасить пени, все попытки отстоять права в судах пока закончились ничем — Фемида встает на сторону ФТС. Однако как минимум одно из дел уже зарегистрировано в Верховном суде и ждет рассмотрения.

Фото: AutonewsФото: AutonewsФото: AutonewsФото: AutonewsФото: AutonewsФото: AutonewsФото: Autonews

Чем обоснованы требования ФТС

Требование доплатить утилизационный сбор коснулось тех, кто ввозил автомобили в Россию и платил утильсбор по льготным ставкам — до вступления в силу 1 августа 2023 года новых правил расчета.

Вместе с тем в 2019 году ВС рассматривал интересующую нас ситуацию и постановил, что «систематическая (более двух раз) продажа лицом товара, ввезенного для личного пользования, может являться основанием для отказа в освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов либо для отказа в применении порядка уплаты таможенных пошлин, налогов по правилам, установленным в отношении товаров для личного пользования» (п. 38 постановления пленума Верховного суда № 49 от 26 ноября 2019 года). На данное решение ориентируются таможенники, выдвигая требования к гражданам о доплате утилизационного сбора.

Директор Ассоциации параллельного импорта Анатолий Семенов в беседе с Autonews.ru пояснил, что юристы ассоциации изучили требования ФТС и пришли к выводу, что дело не в сроках давности и не в обратной силе закона: «Таможня ссылается на неправомерность применения льготы, поскольку под видом ввоза для личных нужд ввозились автомобили в целях перепродажи. Это вопрос доказывания, и всё. То, что таможня озаботилась только сейчас, очевидно — денег нет». «Дело только в форме недостоверного декларирования, речь о пользовании льготами, не предназначенными для коммерческих случаев ввоза», — добавил он.

Как реагируют собственники

Лица, ввозившие автомобили в Россию и оформлявшие их как транспортные средства для личных нужд, с такой позицией не согласны. По их мнению, факт непостановки машин на учет на себя после ввоза не является доказательством коммерческой деятельности.

«Есть четыре машины у человека за три года, есть пять, есть три, есть десять. Таможенники их объединяют и подают на взыскание недоплаченных коммерческих утилизационных сборов, — конкретизировал Олег. — Транспортное средство является личной собственностью человека. Я могу сделать с ним все, что захочу: утопить, продать, подарить. А они вменяют, что не поставил на себя на учет. В законодательстве нет нормы, что я обязан это сделать».

Что говорят эксперты

Разобраться в ситуации редакции Autonews.ru помог эксперт по подбору автомобилей с пробегом и автор YouTube-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов.

По словам Чернова, случаев, когда таможню удалось победить в суде, немного.

«Глобально важно понимать, что в какой-то момент произошел обман государства. Причем в очень крупном размере. Какой-то человек должен был заплатить пошлину, допустим, €30 тыс., а он заплатил €5. Государство, во-первых, недополучило значительную сумму, во-вторых, произошло преступление», — считает эксперт.

«Наверное, по справедливости, таможня имеет право взыскивать недополученное. В чем нюанс? Когда человек завозит автомобиль, он прекрасно понимает, за сколько он его купил и сколько должен отдать таможне. Соответственно, дальше он начинает действовать, пытаясь эти платежи снизить. Он прекрасно понимает, что он идет на некую сделку с правосудием и с совестью», — конкретизировал Чернов, добавив, что еще в 2002 году было известно, что ввозить больше двух машин на себя нельзя, поскольку это уже «коммерческая партия и на нее другое начисление таможенных сборов».

Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин придерживается другого мнения. В беседе с Autonews.ru эксперт назвал требования ФТС по доплате «утиля» необоснованными. Он подтвердил, что такие требования со стороны таможни действительно есть. Проблема заключается в том, что доначисление ведется по нормам, вступившим в силу с 1 августа 2023 года, хотя речь о машинах, ввезенных ранее.

«У таможни серьезный недобор, и они пытаются изобрести, где взять деньги. Эта ситуация имела место некоторое время назад, до изменения законодательства. Сейчас что-либо предъявить конкретному пользователю конкретной машины нельзя. Закон не имеет обратной силы», — заявил Шапарин.

В нынешней конфигурации законодательства больше двух машин в год на одного «физика» ввезти невозможно, но так система работает с августа 2023 года. «До этого не было написано, сколько машин можно ввезти для личного пользования», — напомнил специалист.

Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Тем временем таможня продолжает предъявлять требования по разнице коммерческого и льготного «утиля».

Какие машины в зоне риска

Антон Шапарин также пояснил, какие машины с точки зрения доначисления «утиля» находятся в зоне риска.

По словам эксперта, параллельным импортом можно считать лишь автомобили, ввезенные через ФГУП НАМИ — через заключение об оценке единичного транспортного средства ЗОЕТС. К таким машинам претензий нет и быть не может: они прошли растаможку в России, по ним заплачены «утиль» и НДС.

Иное дело — серый ввоз, который существовал и существует в странах Средней Азии, входящих в Таможенный союз (Казахстан, Киргизия, Армения). Но и в этом случае речь о машинах, ввезенных до 1 августа 2023 года. К примеру, растаможка в Киргизии велась в виде процента от стоимости транспортного средства, поэтому последняя занижалась. Но схема была распространена лишь до тех пор, пока не закрыли «дыры» в законодательстве.

«Сейчас, если вы повезете из стран Таможенного союза машину, «утиль» вы сможете списать в России, только если вы получаете ТПО в России или если ваш автомобиль есть в списке Минпромторга с определенной ценой в этом списке. Если цена не соответствует, к «утилю» добавляют некую сумму. Если в списке машины нет, то вы ввезти эту машину в целом и списать утильсбор не можете», — заключил эксперт.

Редакция Autonews.ru направила в ФТС новый запрос — с просьбой пояснить, на какие законодательные нормы ориентируется ведомство при пересчете утильсбора на автомобили, ввезенные в Россию до 1 августа 2023 года и растаможенные на физических лиц.

Читайте также:

Эксперт пояснил, какие «параллельные» авто не требуют доплаты утильсбора

Параллельный импорт автомобилей в 2025 году: что изменилось

Машины пылятся, дилеры на грани банкротства. Как это отразится на ценах

В России массово аннулируют регистрацию машин в ГАИ. Кого это коснется

Новости