Экспортозамещение на европейский манер

Производители из России могли бы активнее занимать ниши, в которых экспорт из Евросоюза падает, а общемировой спрос растет. Это, в частности, пищевые продукты, мебель и бумага, оценили в РЭЦе Фото: Сергей Лантаухов / NEWS.ru / Global Look Press Фото: Сергей Лантаухов / NEWS.ru / Global Look Press

Российские экспортеры могут потеснить европейских производителей в некоторых торговых нишах на фоне негативных процессов в экономиках стран Евросоюза. В частности, речь идет о бумаге, кондитерских изделиях, запорной арматуре и некоторых видах мебели. Такие выводы озвучили аналитики Российского экспортного центра (РЭЦ, входит в ВЭБ.РФ) на вебинаре для экспортеров «Кризис в промышленности Европы — создаст ли он возможности для российских экспортеров» (РБК следил за трансляцией).

На ЕС и Великобританию вместе приходится более 30% мирового экспорта, а если смотреть только на несырьевые товары, их доля будет еще больше. Одновременно они находятся в лидерах по снижению доли в мировой торговле. Так, с 2010 года к 2023-му доля ЕС в мировом экспорте сократилась с 30,9 до 29,4%, а доля Великобритании, которая до 2020 года была членом Евросоюза, — с 2,8 до 2,2%, следует из данных РЭЦа. В 2023 году почти половина европейских стран столкнулась с падением ВВП. По итогам 2024 года экономика Австрии сократилась на 1,2%, Латвии — на 0,4%, Эстонии — на 0,3%, Германии — на 0,2% (сокращение второй год подряд), Финляндии — на 0,1%, следует из апрельских данных МВФ. Немецкое правительство на этой неделе понизило прогноз по росту экономики страны в 2025 году до нуля (с 0,3% ранее).

Хотя значимого падения экспорта из ЕС в стоимостном выражении не наблюдается, проблемы в промышленности должны отражаться в товарной структуре европейского экспорта, отмечают в РЭЦе. «В структуре экспорта ярко выражено замещение одной товарной номенклатуры другой за 20 лет», — констатирует экспортный институт. Среди самых быстрорастущих товарных групп экспорта из Европы (при сравнении 2008 года с 2023-м) аналитики называют драгоценные металлы (+175%), вооружение (+73%), корма для сельскохозяйственных животных (+50%), фармацевтическую продукцию (+48%), готовое продовольствие (+33%).

Наибольшее сокращение за эти 15 лет произошло в следующих товарных категориях (без учета долларовой инфляции):

  • черные металлы (минус 43%);
  • удобрения (минус 38%);
  • бумага и картон (минус 36%);
  • телекоммуникационное оборудование (минус 32%);
  • суда и плавсредства (минус 28%);
  • продукция деревообработки (минус 18%).

Какие ниши потенциально перспективны

РЭЦ сопоставил данные о том, в каких товарных группах просел экспорт из Европы, с данными о том, в каких группах общий мировой экспорт, напротив, вырос. В этих нишах в теории Россия «могла бы потеснить европейцев», предполагают аналитики центра. Они выделяют три группы товарных категорий, где доля европейских поставок сокращается.

  • Товары, которые ЕС перестает экспортировать в востребованном миром объеме, — то есть в целом торговля ими в мире растет, а экспорт из ЕС при этом падает. К ним относятся: мебель не для сидения, конструкции из металлов, кабельная продукция, запорная арматура, синтетический каучук, телефоны и коммуникационная аппаратура, жидкостные насосы.
  • Товары, на которые ЕС не может удовлетворить растущий спрос, поскольку темпы роста мировых поставок значительно опережают рост поставок из Европы. В эту группу РЭЦ включает прочие пищевые продукты (код ВЭД 2106), бумагу и картон немелованные, мучные кондитерские изделия, а также рапсовое масло, кукурузу, электрораспределительные устройства.
  • Товары, поставки которых сокращаются и в мире, и из ЕС, но темпы падения европейского экспорта больше мировых. Здесь РЭЦ выделяет ферросплавы, смешанные удобрения, катанку нелегированную, листовой прокат, бесшовные стальные трубы, части радио- и телеаппаратуры, спецавтотранспорт, ациклические спирты и медную проволоку.

Но товаров, где российские экспортеры потенциально могли бы преуспеть на фоне падения европейских поставок, гораздо больше, а это лишь самые яркие примеры, уточнили в РЭЦе. Там также отметили, что экспортерам нецелесообразно считать перспективными товарные группы, если они на протяжении последних 15 лет демонстрировали негативную динамику поставок из России. «Даже самый перспективный товар с точки зрения темпов нерелевантен для России, если у нас нет практики по наращиванию его экспорта, пусть и на коротком временном отрезке», — пояснили в организации.

Экономика Россия сократила экспорт подсолнечного масла

В каких странах Россия может потеснить европейский экспорт

В целом страны, представляющие экспортный интерес для российского бизнеса в связи с трансформацией экспорта из ЕС, совпадают с общей оценкой наиболее перспективных рынков, отмечает РЭЦ. Это регион MENA (Middle East & North Africa, объединяет страны Северной Африки и Ближнего Востока), Южная и Юго-Восточная Азия, отдельные страны Африки. Возможности расширения, обусловленные трансформацией экспорта из Европы, связаны преимущественно с товарами средних и высоких переделов, а не сырья, указывают аналитики центра.

«Надо стремиться наращивать высокие переделы. Сейчас в основном у нас экспортируется продукция среднего передела, например продукция АПК. Те товары, которые дают многомиллиардные объемы в мировой торговле — ширпотреб, бытовая техника, — тут нам пока трудно конкурировать, пока стоят задачи импортозамещения этих товаров», — уточнил директор по экспортной политике и анализу РЭЦа Михаил Снег.

По данным РЭЦа, перспективные для России товарные ниши можно найти в Ираке, Таиланде, Индонезии, Малайзии, Омане, Индии, Вьетнаме, Ливии, Египте, Саудовской Аравии, Пакистане.

Например, РЭЦ выделяет категорию запорной арматуры: потенциал собственного производства и импортозамещения в этой категории трактуется как один из самых привлекательных, при этом есть несколько стран, на которые есть смысл обратить внимание, — объемы импорта там весьма велики, и фиксируется сокращение или стагнация доли ЕС. РЭЦ, в частности, указывает на Индию, ОАЭ и Индонезию. В ОАЭ доля ЕС в импорте запорной арматуры сократилась с 40% в 2008 году до 18% в 2023-м.

«Видим рост поставок [запорной арматуры в Эмираты] из Китая, но он не такой драматический, как в других отраслях, растут США, появилась и растет Индия, достаточно велика доля других поставщиков. Из России поставок запорной арматуры в ОАЭ, как и в Индонезию, практически нет. Для Индии Россия находится в конце второй десятки поставщиков запорной арматуры», — сказал руководитель проекта по развитию экспортных аналитических систем РЭЦа Георгий Семенов.

Бизнес Структура Лисина купила крупнейшего производителя детского питания

В случае с прочими пищевыми продуктами (сюда входит, в частности, детское питание) российским производителям придется конкурировать с транснациональными компаниями, но, несмотря на это, у направления «колоссальный потенциал», оценивают в РЭЦе. В качестве ключевых направлений для этой группы товаров аналитики выделяют Китай (пока доля России в импорте Китая этой категории составляет порядка 0,1%), Вьетнам и Саудовскую Аравию, на рынке которой (при большом импорте из ЕС) появляются новые игроки — ОАЭ, Индия, Новая Зеландия.

Товарооборот между Китаем и Россией в 2024 году вырос на 1,9% в долларовом выражении, до рекордных $244,8 млрд, писал ранее РБК. При этом поставки из Китая в Россию выросли на 4,1% (до $115,5 млрд), а ввоз в Китай из России остался на прежнем уровне — $129,3 млрд. По данным Федеральной таможенной службы, основными торговыми партнерами России в 2024 году были Китай (33,8% от товарооборота России), Индия (8,8%), Турция (8,3%), Белоруссия (7,1%) и Казахстан (4%).

В 2024 году 76% российского экспорта товаров приходилось на страны Азии. Но при этом в разрезе товарной структуры 61% российского экспорта по-прежнему составляли минеральные продукты (в основном руды, нефть, газ, уголь). Финансовая поддержка экспортной переориентации на рынки дружественных стран остается недостаточной, некоторые программы и вовсе «капля в море», говорил в феврале глава комитета РСПП по международному сотрудничеству Виктор Вексельберг.

Что сдерживает экспортный потенциал

В исследовании РЭЦ рассматриваются общие условия наличия экспортного потенциала, среди таких условий можно выделить прежде всего наличие спроса на рынке сбыта и его ожидаемую динамику (которая, в свою очередь, зависит, например, от прогнозов по росту ВВП страны-покупателя), указывает ведущий научный сотрудник РАНХиГС Александр Фиранчук. Вторым важным условием является наличие предложения со стороны России — соответствующие товары или технологически схожая продукция уже должны поставляться на внешние рынки, отмечает он. «Кроме того, для развития экспорта критично, чтобы страна-партнер в принципе торговала с Россией и имела устойчивые каналы взаимодействия — здесь большую роль играют географическая близость и состояние политических отношений», — отмечает Фиранчук.

Сейчас из-за санкционного давления России объективно сложнее наращивать экспорт более технологичных товаров, особенно в тех случаях, когда их производство требует доступа к современным технологиям, добавляет эксперт. «Россия скорее будет конкурировать на внешних рынках со странами, находящимися на сопоставимом уровне технологического развития, а не с наиболее развитыми экономиками», — считает он.

Перспективы вытеснения европейских поставщиков выше в продукции первичной переработки, включая пищевую и целлюлозно-бумажную, считает независимый промышленный эксперт Максим Шапошников. «Заменить ЕС в поставках проката, ферросплавов нам активно будет мешать Китай, который в настоящий момент девальвирует свою валюту для борьбы с американскими санкциями», — предупреждает он. Шапошников добавляет, что европейские товары во многом имеют качественный бренд, «заслужить такое же восприятие среди покупателей может не получиться».

Среди наиболее перспективных ниш по-прежнему остаются пищевые продукты, продукция агропромышленного комплекса, различные металлические конструкции и арматура, подтверждает выводы РЭЦ вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров Артур Леер. «Эти направления демонстрируют устойчивый рост и позволяют как расширять географию присутствия, так и наращивать объемы поставок на фоне роста общемирового спроса», — поясняет он.

У России сохраняются значительные перспективы наращивания экспорта товаров, по которым уже сформированы стабильные позиции на внешних рынках, указывает Фиранчук. Речь, по его словам, в первую очередь идет об удобрениях, продукции деревообработки, черных и цветных металлах, а также о продукции АПК (зерно, подсолнечное масло).

Верхнеуровневая аналитика дает только общее представление о потенциале ниш, но не позволяет увидеть полную картину, предупреждает Леер. «Для выбора конкретных направлений и расчета объемов экспорта необходимо оценивать не только спрос, но и действия конкурентов из других стран, их ценовые предложения и качество продукции», — указывает он.

Новости