Дилеры продают машины, которые нельзя поставить на учет. Это законно? :: Autonews

О проблеме «серых» машин, ввезенных в Россию обходными путями, известно давно, но граждане до сих пор продолжают сталкиваться с трудностями и несут моральные и финансовые потери. Об очередном случае рассказал автоюрист и автор YouTube-канала «Ярдрей» Андрей Подшивалов.

В чем суть проблемы

В сентябре 2023 года покупатель заказал у крупного дилера «Ауди Центр» в Краснодаре автомобиль HiPhi Z, а 18 марта 2024 года машина прибыла в Россию. Клиенту был передан автомобиль с пакетом документов для постановки транспортного средства на учет в ГАИ, однако зарегистрировать машину в итоге так и не удалось, поскольку ПТС значился в статусе «недействующий».

Дилер заверил клиента, что дело в коммерческом утильсборе: тот якобы будет списан в течение ближайших 3–4 дней. Но ни по прошествии указанного срока, ни даже спустя несколько месяцев этого не произошло. Продавец лишь «кормил завтраками».

Когда терпение лопнуло, покупатель обратился к юристам и попытался сдать проблемную машину дилеру и вернуть уплаченные за нее средства. В ответе на претензию дилер заявил, что предметом договора является лишь поставка заказчику самого автомобиля: после подписания акта приема-передачи он считает свои обязательства выполненными в полном объеме, а невозможность постановки машины на учет находится вне компетенции дилера.

HiPhi Z HiPhi Z (Фото: Dongchedi)

Это лишь один из множества подобных случаев. Вернуть проблемные машины дилерам граждане не могут. На эту процедуру уходят годы. Некоторые пострадавшие предпочитают доплатить «утиль» из своего кармана и в итоге ставят автомобиль на учет с дополнительными финансовыми тратами в сотни тысяч рублей.

Почему машины «зависают»?

В беседе с Autonews.ru профильные эксперты раскрыли секрет появления проблемных машин, которые невозможно поставить на учет, в дилерских центрах. По словам специалистов, для увеличения заработка салоны прибегают к помощи посредников-частников, выводя свой бизнес в «серую» зону. Риски дилеров при таком подходе невысоки, чего нельзя сказать об их клиентах.

«Большинство так называемых салонов, включая официальных дилеров, просто заключают договоры с частниками: фактически ответственность вешается на них. А сами автосалоны выступают в качестве агентов. Например, они демонстрируют автомобиль, сопровождают сделку и за это берут деньги. Чистоту машины гарантирует только господь бог», — пояснил вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр.

Регистрация автомобиля 23 января Какой штраф за несвоевременную постановку автомобиля на учет в 2025 году Конспекты 14 января Как поставить машину на учет ГАИ в 2025 году: изменения и нюансы

Особенно часто применяется схема с так называемым агентским договором от физического лица. В таком случае заключается соглашение между агентом (салоном) и хозяином машины, позволяющее по поручению совершать юридические и иные действия от имени автовладельца за определенное вознаграждение. Автомобиль даже не является собственностью дилерского центра, а любая ответственность за реализуемую машину с дилера снимается.

«При такой схеме продажи салон никакой ответственности не несет: «Мы этот товар не видели и что он из себя представляет, не знаем». Это очень массовая история. В салоны попадают и битые машины, и авто с юридическими проблемами, и «конструкторы». Для покупателя нет ровным счетом никакой защиты. Такими вещами не гнушаются даже самые крупные компании. Им без разницы, что продавать. Главное — продать», — пояснил президент НАС Антон Шапарин.

«Если что-то случилось и машина оказалась проблемной, предъявить претензии автосалону будет непросто», — сказал Autonews.ru автокриминалист Максим Шелков.

При чем здесь утильсбор

Ключевым моментом для «серых» поставщиков автомобилей в Россию является вопрос минимизации издержек и повышения маржинальности бизнеса. Они прибегают к множеству схем, наиболее популярна из которых схема с привлечением частных импортеров-физлиц, через которых удается на порядок занизить сумму утилизационного сбора.

Фото: KELENY / Shutterstock / FOTODOM

Проблемный автомобиль, HiPhi Z, который его собственник пытается вернуть в салон, — не единственный в своем роде. В зоне риска множество машин, особенно тех, что ввозились в Россию до 1 апреля 2024 года, то есть до введения в силу новых сборов — им грозит доплата «утиля».

«Чтобы полностью оформить машину, нужно уплатить утильсбор в полном объеме, пройти лабораторию. Тогда ЭПТС меняет свой статус на завершенный. Если же перевозчик этого сделать не успел, то по всем машинам, которые не имеют завершенный ЭПТС, нужно будет доплачивать гигантский утильсбор», — пояснила эксперт по подбору и доставке машин из-за рубежа, автор блога «Лиса рулит» Елена Лисовская. Она добавила, что заказанные в середине февраля — начале марта 2024 года автомобили могли не успеть доехать до России или пройти таможенную очистку.

Лазейки не закрыли?

С проблемой доначисления утильсбора и невозможностью постановки машины на учет сталкиваются преимущественно те граждане, кто купил машины в 2022–2024 годах. С начала мая 2025 года большинство лазеек по ввозу машин по «серым» схемам с занижением «утиля» будут полностью закрыты. Покупатели перестанут сталкиваться с неожиданными проблемами, но и сами машины могут подорожать на 20–25%.

Новая методика расчета утилизационного сбора коснется тех машин, что ввозятся из стран ЕАЭС. Она учитывает разницу в НДС между странами единого экономического пространства с Россией и растаможку в соседних странах не по пассажирской таможенной декларации, а по таможенно-приходному ордеру (ТПО). Занижать стоимость транспортных средств в два-три раза уже не получится: утильсбор начнут рассчитывать по формуле, учитывающей реальную стоимость машины. При отсутствии подтверждающих цену документов сбор будет автоматически считаться по максимальной ставке, а это более 60% от цены машины. «Серые» схемы ввоза с занижением «утиля» утратят актуальность.

Впрочем, импортеров — физических лиц нововведение не коснется: они по-прежнему смогут ввезти машины с моторами объемом до 3 л и оплатить льготный сбор в размере 3400 либо 5200 руб. в зависимости от возраста машины. Однако важно помнить, что в отношении ввезенных ими транспортных средств действует правило: при продаже машины до истечения 12 месяцев будет начислен коммерческий «утиль», а это — дополнительные траты в сотни тысяч рублей.

Фото: alexgo.photography / Shutterstock / FOTODOM

Как обезопасить себя при покупке

«Проверить автомобиль на чистоту можно, — говорит Autonews заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты Александр Холодов. — Насколько я знаю, по утилизационному сбору нет проверок, но ПТС вполне можно посмотреть на сайте ГАИ. Вполне возможно, там высветится, что данного ПТС просто нет».

Эксперт добавил, что в теории могут аннулировать и ПТС ранее поставленного на учет проблемного автомобиля, если что-то не оплачено, а вскрылось это позже.

Хайцеэр посоветовал начинать проверять юридическую чистоту машины с проверки декларации, которая была выдана изначальному собственнику. К примеру, киргизской декларации. При этом он пояснил, что некоторые вещи доступны только специалисту, большинство обычных людей подвоха не заметят.

«Одна из лазеек, которая уже закрыта, — схема, при которой человек привез машину на себя и заплатил льготный утильсбор: он не может продавать машину в течение года, если заплатил льготный утильсбор», — конкретизировал эксперт.

«Если вы не увидите этой киргизской декларации и вас не смутит, что заявленная стоимость «Майбаха» €25 тыс., — пожалуйста, вперед, а если смутит, то очевидна «кривизна», — добавил собеседник.

«Чтобы не обнаружить дополнительный «утиль», нужно быть совсем наивным человеком. Покупая любой автомобиль, нужно проверять документы. Главное — обратите внимание, чтобы ЭПТС был в завершенном статусе», — рекомендовала Лисовская.

Читайте также:

  • В России стали отказываться от покупки машин. Есть варианты поинтереснее
  • Пропадают автовозы: «Лиса рулит» — о новых схемах обмана покупателей
  • Когда лучше всего покупать машину в 2025 году. Об этом надо знать заранее
  • «Обмана стало в разы больше». AvtoRevizorro — о секретах серого импорта

Авторы Теги

Новости