Что изменилось в автопроме с начала года. 7 ключевых фактов :: Autonews

Первые три месяца 2025 года стали очень богатыми на важные события в мировом автопроме. Причем далеко не все они носят положительный характер. Серьезные перемены затронули и российский рынок. Разбираемся, что произошло.

Падение продаж

Конец зимы ознаменовался первым за восемь месяцев падением продаж новых автомобилей в России. Так, по данным комитета автопроизводителей АЕБ, в феврале в стране было продано 79 941 машина (с учетом параллельного импорта). Эта цифра на 24% меньше показателей за аналогичный период 2024 года.

В марте падение рынка продолжилось — в первом весеннем месяце продали 82 656 легковых и легких коммерческих автомобилей. Этот результат на 45% меньше, чем годом ранее.

Фото: Belkin Alexey / news.ru / Global Look Press
Фото: Belkin Alexey / news.ru / Global Look Press

Причин стагнации рынка несколько. Во-первых, это новые ставки утилизационного сбора, которые привели к росту цен на машины. Также на печальную статистку повлияла возросшая стоимость кредитов и, как следствие, снижение их доступности.

Затоваривание складов и скидки

В 2025 году российские дилеры столкнулись с проблемой затоваривания складов. Прежде всего, речь идет об автомобилях китайских марок.

Точное количество нераспроданных с прошлого года машин не называется. Например, бывший президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев в беседе с Autonews.ru отметил, что скопилось около 350–360 тыс. нереализованных китайских автомобилей.

Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press

В свою очередь, генеральный директор «Рольф» Светлана Виноградова озвучила цифру 800 тыс. нераспроданных автомобилей на начало года. По ее мнению, для их реализации потребуется около полугода.

На этом фоне автопроизводители и дилеры начали снижать цены, а также вводить дополнительные скидки. Правда, речь в большинстве случаев идет об автомобилях 2024 и 2023 годов выпуска. По словам главы аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, эта ситуация продлится примерно до лета, пока прошлогодние машины не будут распроданы.

В ожидании возвращения зарубежных марок

На фоне разговоров Владимира Путина с Дональдом Трампом начали множиться слухи о возможном возвращении зарубежных марок в Россию. Среди первых возвращенцев чаще всего называют корейские марки Hyundai и Kia, а также японскую Toyota. Впрочем, по всей видимости к ним не прочь присоединиться и Renault. Во всяком случае гендиректор французского автоконцерна Лука де Мео такой возможности не исключает.

Фото: Alexander Fedosov / Shutterstock / FOTODOM

Однако все эти слухи негативно отразились на реализации автомобилей в России. Как объяснил Сергей Целиков, сейчас многие клиенты не спешат отправляться в салоны за китайскими машинами, надеясь на возобновление официальных продаж автомобилей от компаний из других стран.

Представители дилерских сетей поспешили заверить, что возвращение брендов если и состоится, то ждать этого потребуется несколько лет. Более того, цены на такие машины без локализации производства, по мнению продавцов, станут очень неприятными для «ждунов» на фоне повышенных ставок утилизационного сбора.

Новые марки в России

Определенно положительным моментом на российском рынке стало появление целого ряда новых марок. Причем не все они из Китая.

KGM

KGM Tivoli (Фото: KGM)

Под новым брендом KGM из Южной Кореи скрывается хорошо знакомый россиянам SsangYong. Компания дебютировала на рынке с четырьмя моделями, причем в будущем их производство хотят наладить на калининградском заводе «Автотор».

Самая младшая — компактный паркетник KGM Tivoli — будет играть на одном поле с популярными китайскими кроссоверами Chery Tiggo 4 и Belgee X50. В свою очередь, KGM Korando составит конкуренцию Haval Jolion.