В 2024 году россияне продолжили покупать не только «официальные» автомобили, но и машины из параллельного импорта. Autonews.ru выяснил у профильных специалистов, что будет с серым авторынком в 2025 году.
Параллельный импорт был узаконен постановлением правительства от 29.03.2022 № 506. Перечень марок авто, разрешенных к ввозу по этой схеме, содержится в периодически пополняемом списке, утвержденном приказом Минпромторга от 21.07.2023 № 2701.
Чем запомнился 2024 год
В 2024 год страна вступила на оптимистичной ноте: в январе порядка 13% из всех регистраций новых транспортных средств (87 359 ед.) приходилось на «параллельные» машины.
Официальное сообщение о продлении «параимпорта» на 2025 год прозвучало в ходе ПМЭФ от первого вице-премьера России Дениса Мантурова. Чиновник подчеркнул, что перечень товаров, разрешенных к ввозу, будет сокращаться по мере появления в продаже российской продукции аналогичного или лучшего качества.
С 1 апреля власти ужесточили правила ввоза автомобилей по параллельному импорту и закрыли лазейки, позволявшие экономить за счет стран-посредников, входящих в ЕАЭС. С начала второго весеннего месяца исчезла возможность доставлять новые автомобили без уплаты дополнительных платежей. Отныне при ввозе машин через Армению, Белоруссию, Казахстан и Киргизию импортерам пришлось платить не льготный, а коммерческий утилизационный сбор. Также запретили поставку в Россию электрокаров и последовательных гибридов, растаможенных в странах ЕАЭС, поскольку в некоторых из них для моделей таких категорий действуют особо привлекательные условия таможенного оформления.
По факту это означало, что к конечной цене машины прибавилось:
- 844 800 руб. для автомобилей с мотором объемом 2–3 л;
- 306 000 руб. для автомобилей с моторами до 2 л;
- 970 000 руб. для автомобилей с моторами 3–3,5 л;
- 1 235 000 млн руб. для машин с моторами объемом более 3,5 л;
- 360 000 руб. для электрокаров.
В Минпромторге посчитали, что это необходимо «для создания равных условий для граждан и компаний, ввозящих в Россию транспортные средства, растаможенные в странах ЕАЭС, и тех, кто проходит эту процедуру в России с уплатой всех необходимых налогов и сборов».
Результат не заставил себя ждать: если в феврале и марте на «параллельные» машины приходилось по 15–16% совокупных продаж, то в апреле их доля в числе новых зарегистрированных машин снизилась до 11%. Пик же ввоза таких машин пришелся на март: импортеры постарались поставить до 1 апреля как можно больше транспортных средств, чтобы продать их по максимально привлекательной стоимости.
Закрытие выгодного канала через Киргизию, а также возможности оформления автомобилей на льготников в Белоруссии с одновременным увеличением платежей привело к повышению стоимости «параллельных» автомобилей и снижению объемов поставок. С апреля использование схем, основанных на разнице в стоимости таможенного оформления внутри ЕАЭС, стало невозможным. Разница начала компенсироваться за счет доначисления к сумме утилизационного сбора, который уплачивается в России. При этом стала учитываться разница:
- таможенной пошлины из-за занижения стоимости машины в стране ЕАЭС;
- НДС;
- акциза.
Еще одной важной вехой стало поэтапное повышение утилизационного сбора, собираемого со всех поступающих в российскую продажу новых машин — как «белых», так и «параллельных». Соответствующее решение было утверждено правительством в сентябре 2024 года.
Долгосрочная индексация утильсбора рассчитана до 2030 года и касается легковых, легких коммерческих, грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов, а также некоторых видов дорожно-строительной техники (ДСТ). С 1 октября 2024 года ставки повысились на 70–85%, а новую индексацию назначили на 1 января 2025 года. Ежегодно ставки будут подниматься на 10–20%.