Что будет с ценами на автомобили в марте. Эксперты все объяснили :: Autonews

Начало 2025 года стало для дилеров непростым испытанием. Продажи новых автомобилей в целом находились на неплохом для этого месяца уровне и даже выросли по отношению к аналогичному периоду 2024 года на 11%, до 89,07 тыс. экземпляров. Положительная динамика была во многом связана с появлением более выгодных предложений из-за затоваривания складов.

В феврале кардинально ситуация не изменилась, а вот начало весны может стать ключевым моментом для российского авторынка. Так считают опрошенные Autonews эксперты.

С чем дилеры заходят в март

Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) и глава «БН-моторс» Алексей Подщеколдин пояснил, что в нормальной ситуации ретейлеры держат запас автомобилей в один-два склада, но в настоящее время произошло серьезное затоваривание: нераспроданных машин в ряде случаев стало больше в три и даже четыре раза.

«Дилеры заполняли склады в ожидании ежегодной индексации утильсбора и на фоне роста покупательной активности, в итоге предложение сильно превысило спрос», — пояснил Подщеколдин в разговоре с Autonews.

Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press Новости 26 февраля АвтоВАЗ заявил о 100 тыс. нераспроданных машин. Ситуация «тревожная» Рынок 19 февраля Какие западные автомарки в ближайшее время могут вернуться в Россию

По оценке заместителя гендиректора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Рената Тюктеева, переизбыток нераспроданных автомобилей не настолько велик, но он действительно имеется. «Легкий товарный переизбыток присутствует у всех участников рынка уже три-четыре месяца», — говорит он.

Анастасия Байбароша, руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК «Альфа-Лизинг», считает, что при сохранении спроса на уровне января—февраля 2025 года складских запасов автомобилей может хватить до мая.

Фото: Belkin Alexey / news.ru / Global Look Press

Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр отметил, что с декабря 2024 года авторынок оказался в застое. «Продажи очень плохие», — сказал он Autonews.

Специалист отметил любопытную особенность: «Не наступает ажиотажа перед новым повышением «утиля», люди уже не готовы покупать автомобили и не участвуют в гонке подорожания».

Что будет с ценами на автомобили в марте 2025 года

Затоваривание дилерских складов, по мнению Подщеколдина, способно привести к появлению более выгодных предложений на рынке. Сейчас на площадках остается большое количество автомобилей 2024-го и даже 2023 года выпуска, от которых нужно избавляться.

«Дилеры несут убытки, приходится увеличивать траты на поддержание складов. Стоимость кредитов очень высока. Если ставка ЦБ 21%, то нам дают деньги под 24%. Для мелких дилеров условия неподъемны, и части из них к концу года мы можем не увидеть. Для нас этот год, пожалуй, станет самым сложным вообще», — уверен эксперт.

По оценке Подщеколдина, в марте дилеры смогут предложить клиентам скидки, но они будут находиться на незначительном уровне: «100–120 тыс. руб. — это тот максимум, который можно уступить с цены машины в 2 млн».

«Многие считают, что дилеры жируют и получают миллионы на продажах, но это не так. У нас низкомаржинальный бизнес с доходностью под 5% максимум. Скидывая больше, можно сработать в ноль или уйти в убыток», — отметил глава РОАД.

Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press

В «Авилоне» считают, что в марте фундаментально стоимость автомобилей не изменится, поскольку «весомых причин для снижения цен немного».

«Будут точечные поддержки от некоторых производителей, преимущественно массового сегмента, направленные на выравнивание сниженных темпов продаж. Рост ставок утильсбора еще не полностью отыгран», — полагает Тюктеев.

Байбароша также напомнила о повышении утильсбора с 1 января на 10–20% в зависимости от типа транспортного средства и объема двигателя. Уже это обстоятельство не позволяет дилерам идти на серьезные уступки. Для снижения стоимости автомобилей, по ее оценке, нет никаких предпосылок.

На возможность незначительного снижения цен на автомобили в марте указал генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский. Он отметил, что сейчас действует ряд разнонаправленных факторов: «С одной стороны, курс юаня снизился, с другой — утильсбор поднялся. Те автомобили, которые сейчас в продаже, были куплены по высокому курсу юаня. Но глобально тренд на снижение стоимости автомобилей есть».

Как на стоимость автомобилей повлияет курс доллара

О влиянии укрепившегося рубля на стоимость автомобилей в России сообщил Ян Хайцеэр. Пока, по наблюдениям специалиста, национальная валюта не «отыграла», поскольку речь идет о коротких деньгах.

«Я не знаю в истории России процессов, когда автомобили дешевели. Нам это укрепление рубля в лучшем случае могут предложить в качестве какого-то бонуса при покупке. Но импортные машины, которые скопились на складах, были закуплены при более высоком курсе. Никто не будет понижать цену и получать убыток. Так это не работает. Ожидать падения цен в ближайшее время не стоит», — уточнил он.

Фото: Belkin Alexey / news.ru / Global Look Press

Солидарна с ним в оценке ситуации и Байбароша. По ее мнению, в дальнейшем цены будут только расти: «Волатильность курса рубля может повлиять на ценообразование в сегменте, особенно на импортируемые авто, так как расчеты с их поставщиками происходят в долларах. Автомобили, ввозимые в Россию по официальным франшизам, могут подорожать на 6−7% с начала марта текущего года. Те авто, которые ввозят по параллельному импорту, — на 7−10%».

Подешевеет ли «бэушка»

В РОАД отметили, что давление на стоимость новых машин неизбежно оказывает влияние и на подержанные автомобили — они могут стать в марте–апреле чуть более доступными. Выбирая между годовалым автомобилем и новым, многие предпочтут именно новую машину из-за почти идентичной цены, а значит, спрос на вторичке может снизиться, что заставит продавцов идти на большие уступки.

«Рынок подержанных автомобилей быстрее реагирует на курсовую динамику. При устойчиво низком курсе евро цены в перспективе одного–двух месяцев могут скорректироваться вниз на 5%», — считает Тюктеев.

Байбароша отметила, что цены на вторичке уже снизились, но этот тренд вряд ли будет долгосрочным: «Пока средняя стоимость автомобилей снизилась до 1,9 млн руб. на зарубежные авто и до 856 тыс. руб. на отечественные. Однако спустя один–два месяца сегмент отреагирует на обновление прайсов на новые авто, и автомобили с пробегом могут стать дороже».

Застой на вторичном рынке вслед за первичным прогнозирует Хайцеэр. Специалист напомнил, что покупатели сегодня ищут лишь технически хорошие варианты.

В целом рынок подержанных машин, по мнению Ольховского, меньше подвержен колебаниям в цене и в большей степени основан на ожиданиях продавцов: «Рынок — это всегда баланс спроса и предложения».

Фото: Дмитрий Рогулин / ТАСС

Спешить с покупкой или ждать?

По наблюдениям Хайцеэра, сейчас дилеры замерли в ожидании команды и ждут разрешения на снижение цен. «Пока мы из хорошего видим только программы, которые компенсируют стоимость дорогостоящего кредита», — заметил он, добавив, что с ростом утильсбора процесс подорожания автомобилей в любом случае будет продолжаться.

Тюктеев считает, что покупать автомобиль нужно лишь по мере необходимости — не стоит ни торопиться, ни откладывать с покупкой. Специалист подчеркнул, что на весомые дисконты запаса маржи у дилеров уже не осталось — он есть лишь у марок, однако каждый бренд выстраивает политику по собственному сценарию.

Подщеколдин назвал апрель–март благоприятным временем для приобретения нового авто. У дилеров еще много нераспроданных автомобилей, от которых продавцы стремятся избавиться. Байбароша посоветовала не откладывать покупку в долгий ящик, если новая машина нужна срочно. По ее словам, если бюджета на покупку нового автомобиля средней стоимостью более 3 млн руб. не хватает, стоит присмотреться к заметно более доступным подержанным моделям.

«Покупать точно стоит, если автомобиль нужен сейчас, — считает Ольховский. — Если он не нужен, то есть смысл подождать. Текущие ставки автокредитов не представляют собой комфортные условия для клиентов, и через снижение активности использования кредитных денег позиция банка России может измениться».

Негативное влияние на авторынок и промышленность в целом высокой ключевой ставки отмечают и в РОАД. Глава ассоциации считает приемлемым уровень этого показателя 15%, а максимум — 18%.

Фото: Belkin Alexey / news.ru / Global Look Press

Читайте также:

  • Машины за 10 лет подорожали в 3 раза. 5 удивительных фактов об авторынке
  • Названы самые продаваемые кроссоверы в январе. И это не только «китайцы»
  • Ключевую ставку оставили на прежнем уровне. Что будет с авторынком
  • «Касается любых марок». Доллар упал, что будет с ценами на машины
Новости