Большой седан с винтами. Знакомство с первой российской летающей машиной :: Autonews

В уже далеком 2017 году мой вопрос на пресс-конференции Geely в Шанхае о возможной разработке летающих автомобилей (именно тогда китайцы купили Terrafugia, которая имела определенный опыт в этом вопросе) вызвал у коллег насмешки и повод для иронии. Однако сейчас на дворе 2025 год, и подобный вид транспорта уже не кажется фантазией из фильмов Люка Бессона. Благо над созданием летающих машин работает целый ряд крупных компаний, среди которых Hyundai, Chery, Audi, Xpeng и многие другие.

Соответствующие разработки, как оказалось, ведутся и в России. Нет, АвтоВАЗ тут абсолютно ни при чем. Речь идет о небольшом дизайн-конструкторском бюро (ДКБ) «Филатов», которое расположилось в промзоне на севере Москвы. Корреспондент Autonews.ru отправился туда, чтобы выяснить подробности об уникальном проекте, который получил название «ИФ 9».

«Такое уже было в конце XIX века»

Как рассказал глава ДКБ Иван Филатов, пока «ИФ 9» сложно назвать коммерческим проектом. Скорее это некое видение развития трендов, которые будут максимально актуальными в будущем. По его мнению, именно сегмент летающих автомобилей на данный момент видится наиболее интересным.

Проект «ИФ 9» Проект «ИФ 9» (Фото: Дизайн-конструкторское бюро «Филатов»)

«Впрочем, тут есть определенный плюс. В коммерческих проектах мы весьма ограничены в своих фантазиях и технологиях, в том числе требованиями заказчика. Здесь же у нас ситуация абсолютно иная», — отметил он.

При этом, похоже, долгосрочность воплощения идеи летающего автомобиля в жизнь Филатова и его коллег нисколько не пугает. Так, он сравнил это направление с бумом авиации в конце XIX — начале XX века.

«Эволюционные процессы тут очень схожи. Впоследствии будет выявлена некая схема, которая будет востребована в обществе и найдет свое применение, — уверен Филатов.

Проект «ИФ 9» (Фото: Дизайн-конструкторское бюро «Филатов»)

Облет пробки по воздуху

Глава бюро подчеркнул, что речь сейчас не идет о перемещениях по воздуху над городами. По его словам, первое, что будет — это полеты по законам малой авиации. То есть воспользоваться функцией активизации «воздушного» режима можно будет исключительно за городом (во всяком случае, в перспективе ближайшего будущего).

«Сделать это можно будет, к примеру, чтобы объехать крупную пробку. По законам мы имеем право запросить перелет при наличии соответствующего разрешения. Дальше все просто — заехали на специальную площадку (в отдаленном будущем это можно будет сделать и с дороги. — Autonews.ru), разложились и перелетели дорожный затор или сократили свой путь», — объясняет Филатов.

Проект «ИФ 9» (Фото: Дизайн-конструкторское бюро «Филатов»)

Он добавил, что на первом этапе перелеты будут осуществляться только между определенными точками с необходимыми площадками. Сколько их планируется сделать, а также кто будет их устанавливать и контролировать, пока непонятно.

Скорая помощь и богатые водители

Не менее важный вопрос, кто сможет управлять летающим автомобилем после того, как проект воплотится в реальность. Как считает Филатов, сейчас владельцу такой машины понадобятся водительские права при езде по дороге и летное удостоверение, чтобы подниматься в воздух.

«Однако надо понимать, что полететь мы сможем примерно через десять лет. К этому времени беспилотные технологии в авиации будут настолько развиты, что большинство полетов будет проходить в автономном режиме. Соответственно, вполне вероятно, что для управления летающим автомобилем хватит лишь водительского удостоверения», — пояснил Филатов.

Проект «ИФ 9» (Фото: Дизайн-конструкторское бюро «Филатов»)

Причем он не скрывает, что владеть летающим автомобилем смогут в основном богатые люди. Глава бюро объяснил, что на «ИФ 9» планируется применить ряд дорогостоящих инновационных решений, поэтому финальный продукт будет стоить дорого.

Еще один вариант — использование автомобиля экстренными службами, которые сейчас имеют приоритет перемещения на дорогах с мигалками. Кроме этого, летающая машина может стать альтернативой вертолету для представителей власти.

«Разумеется, автомобиль, условно говоря, скорой помощи, будет выглядеть абсолютно не так, как гражданский вариант. Благо наша платформа позволяет строить различные модификации «ИФ 9», — подчеркнул Филатов.

Проект «ИФ 9» (Фото: Дизайн-конструкторское бюро «Филатов»)

Капсула безопасности, как из «Формулы»

Достаточно остро перед летающими автомобилем стоит вопрос безопасности. Как уверяет Филатов, вся компоновочная история «ИФ 9» строится на основе этого параметра. Так, инженерами была разработана кабина-капсула со специальной системой спасения пассажиров.

«Такое решение потребовало особой посадки водителя и пассажира. Единственный выход был разместить сиденья друг за другом», — рассказал Филатов.

Проект «ИФ 9» (Фото: Дизайн-конструкторское бюро «Филатов»)

Он объяснил, что в случае, когда в небе происходит некая экстренная ситуация, кабина-капсула отстреливается вверх с помощью пиропатронов. После этого у нее открываются парашюты, а при приближении к земле активируется специальная система гашения скорости. В совокупности это делает посадку максимально безопасной на больших и малых высотах.

«Вариант с этой капсулой мы подсмотрели у болидов, которые участвуют в гонках «Формулы-1». Пока она спроектирована для размещения двух человек, однако мы работаем и уже запатентовали также четырехместный вариант», — заключил Филатов.

Винты и полноуправляемое шасси

Проект «ИФ 9» (Фото: Дизайн-конструкторское бюро «Филатов»)

На данный момент «ИФ 9» представляет собой прототип в масштабе 1:5 на пульте управления. Модель летающего автомобиля, несмотря на размеры, может ездить, а также при активации соответствующего режима у нее выдвигаются воздушные лопасти с двигателями (всего — четыре винта).

Фактически прототип — это некая смесь обычной машины и квадрокоптера. Надо отметить, что на машину пока он похож мало, у концепта отсутствуют кузовные панели, поэтому пока это просто платформа на колесах с убирающимися винтами, которые были позаимствованы у агродронов. Сейчас длина прототипа составляет один метр, и он использует полноуправляемое шасси. Для его создания инженеры применяли в основном композитные материалы и минимум металла.

«Задача была сделать максимально легкую конструкцию. Сейчас вес прототипа составляет около 20 кг, что вполне допустимо», — заметил Филатов.

Проект «ИФ 9» (Фото: Дизайн-конструкторское бюро «Филатов»)

По его словам, до создания полноценного рабочего аппарата еще очень далеко, вопреки информации ряда СМИ. Он подчеркнул, что не последнюю роль в этом вопросе играет финансирование.

«Нужно понимать, что даже если бы это сейчас нам удалось сделать, ездить по дорогам общего пользования, а тем более летать мы не смогли бы на нем ни при каких условиях. Потому что никакой законодательной базы для этого нет», — объяснил глава конструкторского бюро.

Он отметил, что масштабный прототип имеет практически двойной запас тяги, и вопрос, может ли он полететь вообще, перед разработчиками уже не стоит. Соответствующие испытания должны начаться в самое ближайшее время. Также Филатов уверен, что никаких проблем не возникнет и с масштабированием концепта.

Проект «ИФ 9» (Фото: Дизайн-конструкторское бюро «Филатов»)

«Остается один важный момент — по каким законам проектировать автомобиль для того, чтобы потом он мог эксплуатироваться. Сейчас мы это делаем по правилам авиации», — заключил он.

Большой седан с убирающимся рулем

Что касается серийной модели, то она по размерам будет сопоставима с большими седанами, длина составит около пяти метров. При желании более подробно рассмотреть будущий летающий автомобиль можно в виртуальном режиме. Для этого разработчики создали полноценную VR-сцену, где представлены три «ИФ 9». Разумеется, для осмотра машин необходимо надеть шлем виртуальной реальности, который в инженерном бюро нам любезно предоставили.

Проект «ИФ 9» (Фото: Дизайн-конструкторское бюро «Филатов»)

Сразу на себя обращает внимание нестандартное размещение водителя в машине. Так, кабина расположена посередине «ИФ 9». Филатов считает, что такая компоновка в автомобиле не будет мешать пилоту чувствовать габариты транспортного средства. Плюс к этому помощь ему должны оказать современные ассистенты, которыми щедро будет оснащена модель.

Отдельно следует отметить процесс посадки в машину. При нажатии специальной кнопки на брелоке фонарь машины откроется вверх, а также автоматически выдвинутся ступеньки и поднимется платформа с креслами. После посадки сразу она же опустится вниз до нужного уровня. Для удобства водителя при активации беспилотного полета руль машины будет убираться.

Проект «ИФ 9» (Фото: Дизайн-конструкторское бюро «Филатов»)

В движение автомобиль будет приводиться электромоторами. Как отметил Филатов, сейчас в России есть компании, которые выпускают такие двигатели. Что касается аккумуляторов, то тут в планах найти зарубежного партнера.

Карбоновый электробайк и кунги для УАЗ

На данный момент, по словам Филатова, никаких прямых заинтересованностей в проекте и инвестициях нет. Однако он отметил, что первоочередной задачей было прощупать настроения в обществе, насколько такая идея может быть востребованной в ближайшем будущем.

«Интерес публики определенно есть. Однако с точки зрения инвестиций проект, конечно, немного утопический. Все это еще слишком далеко, рисков очень много», — разводит руками Филатов.

Пока же флагманским проектом конструкторского бюро «Филатов» стал электробайк «Лось». «Зеленый» мотоцикл получил углепластиковую раму и может разгоняться примерно до 100 км/ч. Главными фишками модели стали складывающиеся руль и педали.

Электробайк «Лось» (Фото: Дизайн-конструкторское бюро «Филатов»)

«Компонентная база у него, правда, полностью китайская. По сути, это эдакий суперкар. У него тут один карбон, авиационный дюраль и алюминий», — сказал глава конструкторского бюро.

Однако коммерческого воплощения этот проект так и не получил. Как объяснил Филатов, в первую очередь из-за дороговизны изготовления «Лося».

Электробайк «Лось» (Фото: Дизайн-конструкторское бюро «Филатов»)

Впрочем, некоторые автомобильные проекты бюро все же смогли найти серийное воплощение. Например, кунги для УАЗ «Профи», которые на данный момент уже выпускаются на Коломенском автомеханическом заводе.

Новости