data-title=»Бизнес попросил у правительства увеличить финансирование содержания дорог» data-url=»https://www.rbc.ru/business/24/04/2025/680925979a79478eee87e943″ > Вконтакте Одноклассники Telegram Бизнес попросил у правительства увеличить финансирование содержания дорог Бизнес предложил правительству увеличить нормативы затрат на содержание дорог и направлять на их эксплуатацию средства, собранные «Платоном». Недофинансирование может привести к банкротствам компаний и разрушению дорожного полотна
Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК, объединяет крупнейших игроков отрасли, в частности, «Нацпроектстрой», «Трансстроймеханизацию», «Автобан» и другие) попросила профильные министерства и ведомства увеличить нормативы финансовых затрат на содержание федеральных автомобильных дорог. Эта и другие меры поддержки прописаны в презентации НИУ ВШЭ, подготовленной по заказу ассоциации и представленной в среду, 23 апреля, на мероприятии НАИК.
Ассоциация также предложила ввести коэффициент интенсивности движения по автотрассам для расчета бюджетных ассигнований, а также изменить методику расчета площади обслуживаемых дорог — применять не линейный километр, а квадратный метр площади твердых покрытий, что поможет более корректно учитывать площадь транспортных развязок, пересечений и примыканий к автодорогам. Еще одна предлагаемая мера — направлять на эксплуатацию автодорог часть средств, собранных в рамках государственной системы «Платон».
До 2030 года правительство направит на содержание дорог 2,48 трлн руб., говорится в распоряжении правительства № 768-р. Это на 1,73 трлн руб. меньше, чем требуется по действующим нормативам: недофинансирование составляет 42%.
В презентации НАИК и НИУ ВШЭ, представленной на форуме, говорится, что на 2025 год в соответствии с действующими нормативами (прописаны в постановлении правительства № 658) требуется 616,3 млрд руб., дефицит составляет 272,5 млрд руб., на 2026 год требуется 653 млрд руб., дефицит равен 209,7 млрд руб., на 2027 год — 692 млрд руб., нехватка финансирования — 157,5 млрд руб. Суммарный дефицит на ближайшие три года равен 639,7 млрд руб. при объеме финансирования 1,96 трлн руб.
Падает и доля ассигнований, направляемых на содержание федеральной дорожной сети. «Если в 2019 году доля расходов на содержание автомобильных дорог в общих расходах Федерального дорожного фонда составляла 16,4%, то в 2024 году — только 14%. В ценах 2019 года в 2024 году расходы относительно 2019 года упали на 2,6%», — говорится в презентации.
Снижение расходов может привести к росту аварийности на дорогах. «Недостаточное содержание автомобильных дорог может оказывать сопутствующее влияние на аварийность и вероятность наступления тяжелых последствий в ДТП», — говорится в презентации. Так, вероятность ДТП с тяжелыми последствиями растет в 2,4 раза, если на месте аварии не работало или было неисправно освещение, в 1,7 раза — если отсутствовали временные технические средства организации движения в местах проведения работ, в 1,6 раза — если дорожное покрытие было неровным, на 24% — имели место недостатки зимнего содержания, на 15–25% при отсутствии (плохой различимости) горизонтальной разметки проезжей части.
«Имеется статистическая зависимость между расходами на содержание дорог и относительными показателями аварий: чем больше объем дорожных фондов, в том числе части на содержание, тем меньше аварий», — утверждают авторы презентации.
Минтранс анонсировал появление на дорогах беспилотных авто к 2027 году Технологии и медиа
Финансовое положение участников отрасли
В динамике авторы исследования видят ухудшение положения участников отрасли. С 2020 года доля убыточных компаний, занимающихся эксплуатацией автодорог и автомагистралей, увеличилась с 12 до 23% в 2024 году, говорится в презентации. «По данным СПАРК, среди 869 компаний, у которых основной вид деятельности — эксплуатация автомобильных дорог и автомагистралей, количество компаний с убытками выросло со 112 в 2020 году до 199 в 2024 году. На 1 апреля 2025 года из 1397 компаний, у которых основной вид деятельности — эксплуатация автодорог и автомагистралей, 51 находится в состоянии банкротства», — говорится в презентации.
Гендиректор «Автобан — эксплуатации» Игорь Рубахин заявил на сессии во время презентации, что в контрактах компании заложен минимум рентабельности и «через год-два она будет равна нулю». Дмитрий Хвастунов, соучредитель Борисоглебского дорожно-ремонтного строительного управления № 2 (Воронеж), посетовал на увеличение расходов на материалы, так как техническая соль подорожала с 3 тыс. до 6,5 тыс. руб. По его словам, компания сегодня «зарабатывает на строительстве дорог, а на содержание тратит». Валерий Дорган, исполнительный директор «Мостотрест-Сервиса» (входит в «Нацпроектстрой»), сказал, что компания тратит на штрафы 50–70 млн руб. в год, что также усугубляет ее финансовое положение.
РБК направил запросы в Минфин, Минтранс, Федеральное дорожное агентство, аппарат Марата Хуснуллина.
Михаил Блинкин, научный руководитель Института экономики транспорта ВШЭ, считает, что главная угроза хронического недофинансирования содержания дорог состоит не в банкротстве отраслевых игроков, а в деградации дорожной сети, что приведет к необходимости строить автотрассы заново. Предложенные НАИК меры, по его мнению, кардинально не решат проблему нехватки финансирования. «В бюджете сегодня нет средств на поддержание дорожной сети. Одна из основных причин — в том, что наши 60 млн владельцев автомобилей сильно не доплачивают за ее пользование. Значительной части водителей придется больше платить, пусть это и непопулярная мера. Для этого, возможно, нужно будет изменить систему платежей, отказавшись от акциза и перейдя на оплату за километр пробега», — считает эксперт.
Читайте РБК в Telegram.
Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram
РБК в Telegram
На связи с проверенными новостями
Выдачи микрозаймов в России впервые опередили предложение кредиток
В ВЭБе назвали отрасли с ростом занятых на фоне дефицита кадров
На Новом Арбате сохранят здание дома-книжки СЭВ
Сколько таксистов готовы пересесть на российские автомобили
«Шанинке» запретили набирать новых студентов
Чего ждут предприятия России от снятия санкций. Инфографика
Силуанов предложил перенастроить бюджетное правило
Лавров объяснил, почему России невыгодно сокращать число мигрантов
В Госдуму внесли законопроект о запрете рекламы эзотерических услуг
Более половины россиян хотели бы получать всю зарплату в иностранной валюте
Читайте РБК в Telegram! Подборка наших каналов
Авторы Теги