Биография Кэрролла Шелби: чем был знаменит гонщик :: Autonews

  1. Кто это
  2. Биография
  3. Шелби и Ford
  4. Шелби и Майлз

Кто такой Кэрролл Шелби

Кэрролл Шелби (1923–2012) — легендарный американский автогонщик и конструктор. Точнее, гениальный тюнингер. Единственный автомобиль, который Шелби спроектировал с нуля, — родстер Series 1, представленный на автошоу в Лос-Анджелесе в 1997 году. Все остальное — глубокая доработка серийных моделей других автопроизводителей, прежде всего Ford. С технической точки зрения творения Шелби вполне могут считаться самостоятельными конструкциями, но не с юридической. Шелби проиграл все судебные процессы, в которых пытался по тем или иным причинам доказывать свое авторство.

Фирменный почерк Шелби — мощные бензиновые моторы и перенастройка заднеприводного шасси в экстремально драйверском ключе. Такой подход позволял превратить серийную модель со спортивными задатками в настоящего монстра скорости. Ограниченный тираж еще более подогревал интерес к творениям Кэрролла Шелби. Читайте о них по ссылке.

Вот великолепная семерка моделей Кэрролла Шелби:

1. AC Cobra (1962–1967)

AC Cobra (MkIII) AC Cobra (MkIII) (Фото: Darin Schnabel)

Родстер создан на основе шасси британской компании AC Cars путем имплантации V8 Ford, включая 425-сильный 7-литровый двигатель семейства FE. С ним модель в стандартном исполнении разгонялась до 264 км/ч. По неофициальным данным, AC Cobra Mk III остается самым копируемым автомобилем в мире: тираж клонов достиг примерно 50 тыс.

2. Shelby Daytona Coupe (1964–1965)

Shelby Cobra Daytona Coupe (Фото: Jumigoods)

Созданное на базе шасси AC Cobra Mk II для участия в гонках купе с улучшенной аэродинамикой и 4,7-литровым V8 Ford. В 1964 году Шелби первым из американских конструкторов одержал победу в чемпионате мира FIA (в классе GT), а в 2014 году купе Shelby Daytona первым из автомобилей было включено в федеральную программу США по сохранению исторического наследия.

3. Ford GT40 (1964–1969)

Ford GT40 (Фото: WheelsAge)

Гоночный автомобиль среднемоторной компоновки, специально созданный на базе модели британской компании Lola для участия в автомарафонах, прежде всего в престижном «24 часа Ле-Мана». Там в 1966 году экипажи трех GT40 команды Shelby-American заняли весь подиум, прервав многолетнюю монополию Ferrari. С 1967 по 1969 год GT40 еще трижды становились победителями «Ле-Мана».

4. Shelby Mustang GT350/GT500 (1965–1971)

Shelby GT500 Super Snake (Фото: WheelsAge)

Серия на базе купе и кабриолетов Ford Mustang первого поколения. Модели Шелби получили не только глубоко переработанную техническую часть, но и более агрессивный дизайн. В 2013 году прототип GT500 Super Snake с 650-сильным двигателем был продан на аукционе в Индианаполисе за $1,3 млн.

5. Shelby EXP500 Green Hornet (1968)

Shelby EXP500 Green Hornet (Фото: Mecum Auctions)

Построенный в единственном экземпляре в рамках программы испытаний Ford прототип с 7,0-литровым V8 с экспериментальной системой впрыска, полностью независимой подвеской и дисковыми тормозами на обеих осях. За темно-зеленую окраску кузова модель получила прозвище Зеленый Шершень. Вопреки распространенной практике после завершения испытаний прототип не был уничтожен и даже использовался на дорогах общего пользования.

6. Shelby Series 1 (1998–2005)

Shelby Series 1 (Фото: RM Sotheby's)

Выпущенный тиражом 249 экземпляров родстер, который задумывался как преемник AC Cobra, оснащался 4,0-литровым V8 GM в двух степенях форсировки (вплоть до 540 л. с.) с помощью механических компрессоров. Series 1 уже не был спартанским спорткаром. В перечень стандартного оснащения входили кондиционер. электростеклоподъемники и аудиосистема. Тем не менее родстер с алюминиевым шасси и кузовными панелями из композитных материалов получился достаточно легким и динамичным. С места до 60 миль/ч (96 км/ч) автомобиль разгонялся за впечатляющие 4,4 с, а его максимальная скорость составляла 274 км/ч.

В 2024 году проект получил продолжение. Новые инвесторы намерены выпустить десять экземпляров Series II с тремя силовыми установками на выбор: 7,0- и 7,3-литровыми V8 Ford, а также чисто электрической.

7. Shelby 1000 (2012)

Shelby 1000 (Фото: WheelsAge)

Последняя модель, над которой работал Кэрролл Шелби, установила рекорд компании Shelby American по мощности. Модифицированный 5,8-литровый V8 с 3,6-литровым нагнетателем в гражданской версии выдавал 950, а в трековой — 1100 л.с.

Биография Кэрролла Шелби

«Стартовая позиция» не была многообещающей. Кэрролл Холл Шелби появился на свет 11 января 1923 года в семье почтальона из захолустного техасского городка Лисберг, к тому же у мальчугана диагностировали серьезное заболевание сердца, требующее соблюдения постельного режима. Но перспектива самоизоляции не привлекала Кэрролла, в отличие от автогонок и самолетов. К 14 годам без какого-либо вмешательства людей в белых халатах Шелби оправился от болезни и уже собирался после окончания школы получать образование авиационного инженера в Технологическом институте штата Джорджия, как тут США вступили во Вторую мировую войну. Кэрролла призвали на службу, да не куда-нибудь, а в ВВС. Там, получив младшее офицерское звание, он стал сначала летчиком-инструктором, а затем и испытателем, освоив несколько самолетов различных типов — от тренировочного Curtiss AT-9 Jeep до стратегического бомбардировщика Boeing B-29 Superfortress.

Карьера гонщика и конструктора

После разгрома Германии и Японии демобилизованный Кэрролл пробовал себя в бизнесе по грузоперевозкам, работал на нефтяных месторождениях, а затем занялся птицеводством. Возможно, мир никогда не узнал бы о существовании Шелби, если бы более 20 тыс. его кур не погибли от птичьего ботулизма, что привело начинающего фермера к банкротству и… необходимости перейти к плану Б.

Впрочем, плана никакого не было. Просто Кэрроллу нравились автомобильные гонки, а навыки управления еще в подростковом возрасте он смог получить, носясь сначала на отцовском Ford, а затем на собственных Dodge 1934 и Willys 1938 годов. Собственно пилотом-любителем Шелби стал уже в возрасте 29 лет, когда на MG GT своего приятеля в январе 1952 года вышел на старт гонки в Далласе. К концу того года на счету Кэрролла было уже четыре победы, а в 1953-м к ним добавились еще восемь в девяти гонках.

Кэрролл Шелби за рулем Aston Martin DBR1, гонка TT, Гудвуд, Сассекс, 1959 год (Фото: National Motor Museum / Global Look Press)

Переход в «профессиональную лигу» случился годом позже. На гонке в Аргентине Шелби познакомился с Джоном Уайдером, менеджером команды Aston Martin, который как раз искал пилота-американца для участия в 12-часовом марафоне в Себринге. Первый блин, как водится, оказался комом: сход из-за поломки ведущей оси. Но уже в августе 1954 года в составе команды Дональда Хили техасец лично установил 17 рекордов скорости на соляном озере Бонневилль. После восьмимесячного перерыва из-за травм, полученных в гонке Carrera Panamericana, Шелби возвращается в строй и впервые садится за руль Ferrari. На различных моделях итальянской марки в 1955–1956 годах Кэрролл одерживает целую серию побед в различных дисциплинах и признается гонщиком года американским изданием Sports Illustrated.

В 1957-м — новая серьезная авария, после которой лицо Шелби собирали по частям. А уже в 1958-м техасец пробует свои силы в «Формуле-1». Без особого успеха. Триумф ждал Кэрролла в 1959-м. Вместе с напарником Роем Сальвадори техасец за рулем Aston Martin DBR1/300 стал победителем в легендарном марафоне «24 часа Ле-Мана». К этому моменту болезнь сердца вновь дала о себе знать, и Шелби вел машину, рассасывая таблетки с нитроглицерином. Позже гонщик признает: «Эта победа была, пожалуй, самым ярким ощущением, которое я когда-либо испытывал от гонок. Я могу назвать множество других гонок, в которых есть своя доля острых эмоций для победителя, но когда ты выигрываешь эту, то как бы получаешь право выйти и сказать людям, что ты хорош, а это часто помогает заключить другие сделки». Шелби знал, о чем говорил. В октябре 1960 года, после Гран-при Los Angeles Times, где он выступал на Maserati Birdcage, Кэрролл из-за проблем со здоровьем повесил гоночный шлем на гвоздь.

Кэрролл Шелби за рулем Aston Martin DBR1 одерживает победу в гонке «24 часа Ле-Мана», Франция, 1959 год (Фото: National Motor Museum / Global Look Press)

Новую страницу жизни Шелби открыл, создав в 1961 году школу водительского мастерства. Слишком банальный ход для неугомонного техасца. Попробовать себя в качестве конструктора — дело иное, тем более что Кэрролл уже высмотрел перспективную свободную рыночную нишу. Не понаслышке зная, насколько капризны Ferrari и гоночные автомобили других европейских марок, а также насколько сложно и дорого их обслуживать, Шелби задался целью создать американскую модель, которая, не уступая в управляемости, была бы проще, существенно дешевле и могла бы использоваться как на обычных дорогах, так и на гоночном треке. Удобный случай не заставил себя долго ждать. После сворачивания производства автомобильных двигателей авиационной компанией Bristol британская AC Cars нуждалась в новом моторе для своей популярной модели Ace. Альтернатива в виде 2,6-литровой рядной «шестерки» от Ford Zephyr не выглядела слишком убедительно. Вот тут к Чарльзу Харлоку, владельцу AC Cars, и обратился Шелби с предложением установить под капот родстера фордовский V8, благо шасси с трубчатым гоночным каркасом и полностью независимая подвеска «британца» это позволяли. Новое название, Cobra, для американизированной модели, по легенде, пришло Кэрроллу во сне. С тех пор изображение ядовитой змеи стало эмблемой автомобилей, которые выпускались компанией Shelby American INC, основанной в марте 1962 года. С проекта AC Cobra началось длительное сотрудничество Шелби с Ford.

Фото: Christophe KLEBERT / Shutterstock / FOTODOM

Неизвестно, как долго оно могло бы продолжаться, но в октябре 1969 года техасец… свернул автомобильное производство. Иного выбора человеку, раздвигавшему границы возможного, не оставила политика государства по жесткому регламентированию технических параметров в отрасли. Но без дела Шелби не сидел. Производство мужских дезодорантов, организация в Африке сафари-туров на автомобилях, участие в разработке скоростных катеров, мотоциклов, выпуск колесных дисков для моделей SAAB — впечатляющий спектр бизнес-интересов. И, словно этого мало, еще и чили, любимое блюдо техасца. Еще в 1967 году Кэрролл был среди организаторов первого в мире чемпионата Chili Cook-off, который проводился в местечке Терлингва в Техасе. А в 1972 году Шелби начал продажи своей оригинальной смеси чили. На этикетке продукта была изображена ковбойская шляпа, которая вместе с полосатым фермерским комбинезоном считалась визитной карточкой техасца с тех пор, как на заре своей гоночной карьеры он в таком виде появился на подиуме.

И все же, как когда-то курицы оказались для Кэрролла птицами слишком низкого полета, так и его увлечения за пределами автомобильной сферы остались на уровне хобби, пусть и приносящего доход. После почти 15-летнего перерыва Шелби вернулся к главному делу своей жизни. С подачи своего хорошего знакомого со времен сотрудничества с Ford Ли Якокка, возглавившего концерн Chrysler, Кэрролл с 1983 года занимался доработкой Dodge Charger, а позже в качестве консультанта привлекался к проектированию культового Dodge Viper, который рассматривался как реинкарнация AC Cobra. Шелби даже пилотировал предсерийную «Гадюку», которая выполняла роль пейс-кара во время гонки Indianapolis 500 в 1991 году. Наконец, в 2003-м возобновилось сотрудничество техасца с маркой голубого овала при разработке модели Ford GT, наследника этапного для обеих сторон GT40. Круг замкнулся.

Марк Филдс (слева), исполнительный вице-президент и президент Ford Motor Company по Северной и Южной Америке, и легенда автомобилестроения Кэрролл Шелби демонстрируют Ford Shelby GT500 на Североамериканском международном автосалоне 8 января 2006 года в Детройте, штат Мичиган (Фото: Bryan Mitchell / Getty Images)

Личная жизнь

Шелби, за время своей относительно короткой карьеры гонщика сменивший множество команд и марок автомобилей, не отличался постоянством и в личной жизни. Дольше всего — 17 лет — продлился первый брак. Тогда избранницей Кэрролла стала его школьная любовь Джин Филдс. В этом союзе родились трое детей: дочь Шэрон Анн (27 сентября 1944 года) и сыновья Майкл Холл (2 ноября 1946 года) и Патрик Берт (23 октября 1947 года). Еще будучи в браке, Шелби закрутил роман с актрисой Джен Харрисон, на которой впоследствии женился в 1962 году… чтобы аннулировать союз через несколько месяцев. Еще короче — всего несколько недель — продлился третий брак техасца, видимо, фиктивный, поскольку таким способом новой избраннице, новозеландке, удалось получить разрешение на въезд в США. После более чем четверти века холостяцкой жизни Шелби в 1989 году женился на Синтии Псарос, бывшей королеве красоты и актрисе. Именно в период этого брака Кэрролл в 1990 году прошел операцию по пересадке сердца, что не помогло сделать союз продолжительным. В 1990-е Шелби женился на шведке Хелене Даль, с которой познакомился еще в 1968 году. В 1996 году Кэрроллу пересадили почку, причем донором стал его сын Майкл, а годом позже Хелена погибла в автокатастрофе. Это оказался единственный брак техасца, который не завершился разводом или аннулированием. Уже через четыре месяца после гибели супруги Шелби вновь женился, на этот раз на Клео Ренделл-Робертс, бывшей британской модели и раллистке, которая была на 25 лет младше его. На момент смерти Шелби в 2012 году пара находилась в процессе развода.

Клео Шелби (Фото: CleoShelby)

Кэрролл, который не получал призовых за свои первые победы в автогонках, подошел к финишу жизни богатым человеком. Состояние техасца оценивалось в $40 млн с учетом принадлежавшей ему недвижимости: двух ранчо в Техасе, квартиры в Лас-Вегасе и дома в Бель-Эйр, шикарном районе Лос-Анджелеса. Кроме того, Шелби был владельцем коллекции из двух десятков автомобилей, включая первую AC Cobra, и пяти самолетов. После «замены мотора» в 1990 году техасец организовал фонд, который покрывал расходы на лечение детей, страдавших от заболеваний сердца.

Автомобиль AC Cobra в Центре наследия Кэрролла Шелби, Лас-Вегас, Невада, США, 2022 г. (Фото: Audio und werbung / Shutterstock / FOTODOM)

Сегодня в честь Кэрролла Шелби названы улицы в Себринге, Дирборне, где расположена штаб-квартира концерна Ford, и центр профессионального обучения в городе Маунт-Плезант (Техас).

Кэрролл Шелби и Ford

Нет сильнее идей, время которых пришло. Но если в деле участвуют две стороны, тут важна синхронизация желаний. Подыскивая донорский двигатель для будущей AC Cobra, Шелби обращался к Chevrolet и своим знакомым из Austin-Healy, но первые опасались появления конкурента Corvette, а вторых проект не заинтересовал. Тогда Кэрролл встретился с Ли Якокка, недавно занявшим пост генерального директора подразделения Ford, и, имея в кармане всего $6, предложил вложить в проект $25 тыс. (более четверти миллиона по современному курсу). Якокка, намеревавшийся изменить сложившийся имидж Ford как производителя слишком академичных, пресноватых моделей, согласился, тем более что в случае провала главным виновником в глазах публики выглядел бы Шелби. Но тот не подвел. После победы Shelby Daytona Coupe над Ferrari 250 GTO в категории GT в Ле-Мане в 1964 году техасец получил кредит доверия от руководства концерна Ford и был привлечен к программе по созданию «оружия возмездия», с помощью которого Генри Форд II намеревался сокрушить Энцо Феррари на трассе знаменитого французского марафона уже в абсолютном зачете. Ставки были именно таковы.

Старт гонки 24 часа Ле-Мана, Франция, 1964 год (Фото: National Motor Museum / Global Look Press)

В начале 1960-х Энцо Феррари столкнулся с серьезными финансовыми проблемами и для продолжения участия в автогонках готов был продать подразделение компании, занимавшееся выпуском дорожных автомобилей. Со своей стороны Генри Форд II в борьбе с GM активно расширял свой бизнес в Европе, и покупка уже ставшей знаменитой Ferrari была бы очень кстати. После тщательного аудита, который обошелся в кругленькую сумму несколько миллионов долларов, Ford в 1963 году предложил Феррари $18 млн (примерно $140 млн по нынешнему курсу), что вполне устроило Коммендаторе. Но намечавшаяся сделка сорвалась. Увидев пункт контракта, предписывающий при превышении определенной суммы согласование с Ford расходов на содержание гоночного подразделения, Феррари пришел в ярость и обрушил на членов делегации высокопоставленных управленцев американской компании шквал отборной ругани, а затем покинул собственный кабинет. Узнав об этом, Генри Форд II произнес: «Если мы не можем купить Ferrari, мы победим их».

Генри Форд II (в центре) на Гран-при Ле-Мана, 22 июня 1966 года (Фото: Reg Lancaster / Express / Getty Images)

В Дирборне надежды возлагали на Ford GT40, но тот их не оправдывал: в 1964 году машина первой серии не добралась до финиша из-за механических проблем. Призванный выправить ситуацию, Шелби действовал радикальными методами: вместо 4,2-литрового V8 установили 7,0-литровый, шасси перенастроили, использовали увеличенные спойлеры, помогающие удерживать машину в поворотах, а также быстро заменяемые тормозные механизмы. В таком виде два GT40 Mk II команды Shelby-American вышли на старт «Ле-Мана» в 1965 году и оба сошли: один — из-за выхода из строя сцепления, а второй — из-за поломки коробки передач. На Новый год Шелби получил от Генри Форда II «поздравительную» открытку с изображением трассы в Ле-Мане и надписью: «Только попробуй не выиграть». Что было бы в случае очередного провала, мы никогда не узнаем, потому что 19 июня 1966 года весь подиум заняли пилоты команды техасца. Так Кэрролл Шелби стал единственным человеком, который выиграл «Ле-Ман» и как пилот, и как производитель, и как владелец команды.

Кадр из художественного фильма «Ford против Ferrari» (2019 г.). Мэтт Дэймон в роли Кэрролла Шелби (слева) и Кристиан Бэйл в роли Кена Майлза (справа) (Фото: 20th Century Fox Film Corporation)

Эта история легла в основу сюжета художественного фильма «Ford против Ferrari» студии 20th Century Fox, вышедшего в прокат в 2019 году и взявшего «Оскаров» в двух номинациях. В ряде моментов действие ленты разошлось с реальностью. Вот основные нестыковки:

  1. Ford GT40 не был создан с нуля «на аутсорсинге» Кэрроллом Шелби. Тот привлекался лишь в качестве консультанта для доводки конструкции, автором которой был британец Эрик Бродли, основатель компании Lola.
  2. В фильме путь Ford к победе сокращен на год.
  3. Сценаристы прошли мимо выигрышной истории с превращением напарников по экипажу Ford GT40 в гонке 1965 года, Брюса Макларена и Кена Майлза, в соперников годом позже.
  4. В гонке 1966 года машины «Скудерии Ferrari» ни разу не лидировали с преимуществом в один круг, как это показано в фильме.
  5. Энцо Феррари в действительности отсутствовал в боксах команды в Ле-Мане в 1966 году. К этому моменту Коммендаторе уже перестал ездить на гонки, делая исключение лишь для Гран-при Италии «Формулы-1» в Монце.

Кадр из художественного фильма «Ford против Ferrari» (2019 г.). Кристиан Бэйл в роли Кена Майлза (в центре) (Фото: 20th Century Fox Film Corporation)

Одновременно Шелби по заказу Ли Якокка работал над проектом по созданию «горячей» версии Ford Mustang первого поколения. Результатом стала модель Shelby Mustang GT350, доминировавшая в 1965 году в своей категории на трассах национального чемпионата США по автоспорту. Неудивительно, что всю вторую половину 1960-х Ford всячески поддерживал компанию техасца. Это сотрудничество возобновилось уже в XXI веке, после более чем 30-летнего перерыва, и продолжается сегодня, уже после смерти Кэрролла Шелби: «заряженные» версии новых Mustang выпускаются с приставкой Shelby.

Кэрролл Шелби и Кен Майлз

Кэрролл Шелби не был гением-одиночкой. Техасец умел собирать команду из высококлассных специалистов. Одной из самых ярких фигур в его окружении был британец Кен Майлз. Поразительно, как много общего у этих двух людей. Оба в годы Второй мировой служили в армии, причем Майлз танкистом участвовал в боях в Европе. Оба после войны стали сначала автогонщиками-любителями, а затем перешли в категорию профессионалов. Оба «университетов не кончали», но обладали врожденным чувством машины и могли дать квалифицированную рекомендацию по решению той или иной технической проблемы. Оба успешно занимались конструированием. Так, Майлз одерживал победы в гонках на созданном им гибриде моделей Porsche и Cooper, который любя называл The Pooper («Задница»). Наконец, оба обладали отнюдь не сахарным характером.

Такие люди не могли не встретиться, и они встретились. Этому помогло и то обстоятельство, что в 1952 году Кен Майлз перебрался в США. Фактически все первые модели Shelby были обкатаны британцем, который в 1963 году возглавил отдел испытаний компании Кэрролла Шелби. Одновременно Майлз, оставаясь боевым пилотом, записал на свой счет победы в марафонах на трассах Дайтоны и Себринга. Кен мог стать обладателем тройной короны, с заметным отрывом лидируя в «Ле-Мане» в 1966 году. Однако руководство Ford посчитало, что в рекламных целях более эффектным было бы одновременное пересечение линии финиша всеми тремя GT40 команды Shelby-American. Возмущенный Майлз сначала не хотел играть в поддавки и продолжал гнать «на все деньги». Кэрроллу Шелби даже пришлось выйти к трассе и грозить британцу большим молотком для отбивания мяса. Майлз в долгу не остался и показал техасцу средний палец, но темп все же снизил. В итоге по результатам фотофиниша победителем признали экипаж Ford GT40 Брюса Макларена, поскольку тот стартовал позади Майлза и, таким образом, за сутки преодолел дистанцию… на 8 м больше. Была ли драка между Кеном Майлзом и Кэрроллом Шелби, доподлинно неизвестно, но такой эпизод вошел в уже упоминавшийся художественный фильм «Ford против Ferrari».

Ford GT40 Mk II #1 команды Shelby American под управлением английского гонщика Кена Майлза (1918–1966) и новозеландского гонщика Денни Хьюма (1936–1992) на гонке «24 часа Ле-Мана», 34-м Гран-при гонок на выносливость в Ле-Мане, Франция, июнь 1966 года (Фото: Reg Lancaster / Daily Express / Hulton Archive / Getty Images)

Фактом остается то, что британец уже в августе 1966 года стал главным тест-пилотом J-car. Так прозвали Ford GT40 Mk II, существенно модифицированный в соответствии с вышедшим Приложением J к техническому регламенту FIA. 17 августа 1966 года в конце длинной прямой на трассе Риверсайд в Калифорнии J-car, которым управлял Кен Майлз, на скорости более 320 км/ч внезапно подбросило в воздух. После удара о землю машина разрушилась и вспыхнула. Выброшенный из кокпита пилот погиб. J-car с доработанной аэродинамикой, переименованный в Ford GT40 Mk IV, в 1967 году одержит победы в марафонах в Себринге и Ле-Мане. Кэрролл Шелби позже признавался, что ни одну потерю он не переживал так тяжело, как гибель Кена. Сегодня два этих незаурядных человека снова вместе: оба увековечены в Зале славы автоспорта Америки.

Читайте также:

  • Энцо Феррари: маг автомобильного мира
  • Ферруччо Ламборгини: биография человека-легенды
  • Михаэль Шумахер: биография от А до Я
  • Кто такой Генри Форд и как ему удалось построить автомобильную империю
  • Ники Лауда: как жил и побеждал гонщик «Формулы-1»
  • Фернандо Алонсо: гоночный вундеркинд-долгожитель
  • Кто такой Макс Ферстаппен. История и победы
  • Кен Блок погиб в аварии на снегоходе: чем он знаменит и что случилось
  • Авария Айртона Сенны: что случилось в 1994 году
Новости