Тяговые аккумуляторы являются ключевым и самым дорогим элементом электромобилей. Учитывая политику тотальной электрификации транспорта в Евросоюзе, производство собственных аккумуляторов становится важнейшим индустриальным направлением для Европы. На этом перспективном поприще самым амбициозным игроком стала шведская компания Northvolt, которая анонсировала амбициозные планы строительства нескольких гигафабрик для массового производства батарей. Однако реализовать удалось лишь малую часть этих планов, а на днях компания подала заявление на банкротство. Причем это банкротство стало крупнейшим в Швеции, даже опередив по масштабу крах автомобильной компании Saab.
История компании Northvolt началась в 2015 году, когда два выходца из фирмы Tesla, Петер Карлссон и Паоло Черрути, решили создать собственную фирму SGF Energy для разработки и производства электромобильных аккумуляторов. В 2017 году компанию переименовали в Northvolt, а еще через два года в нее поспешили вложиться Европейский инвестиционный банк, концерны BMW, Volkswagen и Goldman Sachs, а также шведский страховщик Folksam. Уже на первом этапе совокупные вложения в Northvolt превысили 1 млрд долларов. Тогда же началось строительство первой гигафабрики в шведском Шеллефтео.
В дальнейшем было анонсировано строительство дополнительных заводов Northvolt в Германии, Польше, Канаде и Швеции. Кроме того, предполагалось запустить совместное производство с компанией Volvo Cars неподалеку от Гетеборга. Столь амбициозные планы подкреплялись щедрыми денежными вливаниями правительств, банков и пенсионных фондов тех стран, где были анонсированы будущие гигафабрики, а также фондов Евросоюза. Более того, концерны Volkswagen и BMW сделали большую ставку на Northvolt. Первый стал владельцем 21% акций компаний, а второй подписал контракт на сумму 2 млрд евро. Однако летом 2024 года он был расторгнут из-за невозможности компании Northvolt наладить массовый выпуск тяговых батарей. Причем забуксовал не только заказ BMW, но и вся производственная цепочка. Из череды запланированных гигафабрик удалось построить и запустить только одну — ту самую в Шеллефтео.
Неудивительно, что в сентябре прошлого года компания Northvolt сообщила о сокращении трех тысяч рабочих в Швеции, а в ноябре подала заявку на банкротство своего североамериканского подразделения. После этого началось бегство инвесторов. В декабре компания Northvolt заявила о намерении продать все производственные мощности и сосредоточиться только на разработке аккумуляторов. Логичным концом истории батарейного стартапа стала подача заявления о банкротстве в суд Стокгольма на прошлой неделе.
Это тревожный звонок для всей батарейной индустрии Европы. Из 15 запланированных в Евросоюзе гигафабрик приостановлены проекты уже 10 предприятий: они отложены или ожидают согласования от властей. А четыре проекта и вовсе отменены. Уже работающие гигафабрики принадлежат корейским или китайским компаниям, что означает зависимость Европы от зарубежных технологий. Во всем Евросоюзе компания Northvolt была единственным крупным производителем тяговых аккумуляторов, который работал по полному циклу: от разработки компонентов до производства готовых батарей. Теперь шведские власти ожидают прихода новых инвесторов, которые спасут Northvolt, но таких в Европе пока не видно.