«Умные» камеры, нейросети, светофоры-шпионы: чего бояться водителям :: Autonews

Российские дороги продолжают эволюционировать как в плане улучшения дорожного покрытия, так и по части внедрения инновационных технологий для обеспечения безопасности движения. В настоящий момент в стране функционирует более 30 тыс. различных стационарных и мобильных дорожных комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД. Впрочем, не только они стоят на страже правопорядка.

Нейросети

Фото: railway fx / Shutterstock / FOTODOM Фото: railway fx / Shutterstock / FOTODOM

Для контроля за транспортным потоком активно внедряются технологии на основе искусственного интеллекта. Мониторинг ситуации на проезжей части, включая трафик и дорожные инциденты, осуществляют специализированные системы с использованием нейросетей. Они собирают информацию с помощью камер видеонаблюдения: фиксируют параметры транспортного потока, скорость и направление движения автомобилей, плотность и загруженность участков дорог.

Эти данные в режиме реального времени помогают выявить, в частности, проблемные отрезки, узкие места, образование заторов, а также оценить эффективность работы светофоров и дорожных знаков. Вся собранная нейросетями информация передается в ситуационные центры, где специалисты анализируют данные и принимают решения по регулированию движения. Например, включить или изменить режим работы светофоров, скорректировать требования разметки и установить дополнительные знаки.

Как рассказал Autonews.ru директор департамента безопасности дорожного движения и аналитики компании-оператора системы фотовидеофиксации «МВС Груп» Александр Домбровский, «проектирование схемы фотовидеофиксации в том или ином регионе должно начинаться с качественного анализа аварийности и особенностей дорожной инфраструктуры». По его словам, для отслеживания эффективности работы комплексов фотовидеофиксации аналитическая работа должна продолжаться непрерывно, даже когда система уже запущена.

«Только так получится полноценно отследить эффективность работы комплексов фотовидеофиксации, своевременно выявлять места концентрации ДТП и других участков с высокой аварийностью, а также своевременно осуществлять перевесы устройств в соответствии с миграцией мест концентрации ДТП. Это база, которая делает из камер полноценную систему контроля безопасности дорожного движения», — резюмировал эксперт.

Интеллектуальные светофоры

Фото: forden / Shutterstock / FOTODOM

Помимо прочего, для повышения безопасности на проезжей части устанавливаются так называемые адаптивные светофоры, способные автоматически менять режимы работы в зависимости от интенсивности потока. Электронный регулировщик оснащен камерами и датчиками, передающими данные в систему управления светофорами, которая оперативно принимает решение о смене сигнала.

Таким образом, устройство может предоставить приоритет общественному транспорту в часы пик или, к примеру, переключить стрелку поворота в случае большого скопления автомобилей в полосе. Кроме того, такие светофоры сами могут сообщать о своих неисправностях в центр сбора данных «Интеллектуальные транспортные системы» (ИТС).

К слову, до конца 2024 года подобные светофоры появятся на 25 перекрестках в Подмосковье, о чем сообщил в своем Telegram-канале губернатор Московской области Андрей Воробьев.

Адаптивные «зебры»

Фото: Alexander Legky / Global Look Press

Для безопасности пешеходов на дорогах внедряются интеллектуальные переходы с программируемым софтом, системами световой проекции и датчиками движения. Когда последние фиксируют появление пешехода, на информационном табло, установленном на расстоянии от 70 до 100 м до «зебры», загорается предупреждение для водителей. Иными словами, система заранее уведомляет автомобилистов о переходящих проезжую часть людях.

Что касается борьбы с нарушителями среди самих пешеходов, то пока подобной технологической возможности на законодательном уровне не закреплено.

Штрафы для пешеходов

«Этот вопрос упирается в нормативную базу. У автомобиля есть четкая привязка — государственный регистрационный знак. И он обязателен. А вот у гражданина — только паспорт, в который камера заглянуть не может. Человека можно, например, определить с помощью биометрии, техника на это уже способна», — поясняет Александр Домбровский.

Эксперт уверен, что в случае, когда биометрия будет использоваться повсеместно, граждан можно будет на законных основаниях привлекать к ответственности.

«Вероятно, что темные очки, маски и прочие способы скрыть свою личность не помешают определению человека по биометрическим данным» — добавил он.

Управа на байкеров

Между тем в рамках проекта «Безопасные качественные дороги» были интегрированы новые комплексы фиксации нарушений ПДД «Азимут 4». Эти системы способны выявлять на дороге мотоциклистов, которые передвигаются без шлема. По информации Минтранса, в том же Подмосковье было установлено 600 дополнительных устройств подобного типа.

Согласно докладу специалистов международного консультационного аудиторского агентства KPMG, инновационные технические решения на дорогах превосходно справляются со своими задачами, контролируя человеческий фактор, из-за которого происходит 95% дорожно-транспортных происшествий во всем мире.

Материалы по теме:

  • С 1 сентября дорожные камеры начнут работать по-новому. Что изменится
  • «Не понимаю, что нарушил». В ГИБДД объяснили штрафы за проезд по парковке
  • «Научат распознавать переписку». За что смогут штрафовать дорожные камеры
Новости