Четверть миллиарда за 8 лет: как развивается рынок онлайн-коммерции Индии — РБК Отрасли

Фото: Shutterstock

Индия станет третьим по величине рынком электронной коммерции в мире уже к 2030 году. Его объем достигнет $325 млрд по сравнению с $70 млрд в 2022 году, прогнозирует Invest India. Основными драйверами этого роста станут увеличение проникновения интернета и рост числа пользователей смартфонов в сельских районах.

Расширение доступа к интернету, по данным Invest India, является ключевым фактором роста сегмента онлайн-коммерции. В настоящее время Индия обладает вторым по величине количеством пользователей интернета в мире — около 821 млн. Эксперты Invest India прогнозируют, что к 2025 году это количество достигнет 900 млн. Значительное влияние на рынок также оказывает рост числа онлайн-покупателей: если в 2021 году их было 150 млн, то к 2026 году их число может возрасти до 350 млн.

Филиал или проектный офис: как выбрать форму входа на рынок Индии

Сектор b2b в Индии также демонстрирует значительный рост, и ожидается, что к 2030 году его объем достигнет $200 млрд. Существенный вклад в развитие электронной коммерции также вносят правительственные инициативы, направленные на улучшение логистической эффективности, повышение доступности интернета и упрощение цифровых транзакций.

Ключевая платформа

На сегодняшний день одну из основных ролей в росте индийского сегмента онлайн-коммерции играет Open Network for Digital Commerce (ONDC). Это запущенная в 2022 году инициатива Министерства торговли и промышленности Индии направлена на обеспечение равных условий для малых и средних предприятий (МСП) для интеграции в цифровую экономику.

Раньше, чтобы продавать свои товары онлайн, предпринимателям нужно было создавать собственный интернет-магазин или присоединяться к большим платформам вроде Amazon или Flipkart и таким образом конкурировать с крупными компаниями.

Формат ONDC же предлагает альтернативу: теперь продавцы могут зарегистрироваться на платформе, и их товары станут видны покупателям по всей стране. Используя ONDC, бизнесу не нужно беспокоиться о налаживании собственной логистики для доставки товаров или разработке веб-сайта — платформа берет это на себя.

С момента запуска ONDC привлекла 26 партнеров, а к февралю 2025 года оператор платформы ожидает, что их число вырастет до 151. В августе 2022 года платформа подписала меморандум о взаимопонимании с банком Small Industries Development Bank of India (SIDBI) для подключения их масштабной экосистемы МСП к сети. На сегодняшний день к ONDC уже присоединились такие компании, как Microsoft, Meesho, Paytm и Dunzo, а также гиганты Flipkart, PhonePe и JioMart.

Как «наноинфлюэнсеры» обеспечивают рост рынка онлайн-рекламы Индии

В феврале 2024 года в Amazon объявили о присоединении к ONDC. В компании планируют интегрировать в платформу свой логистический сервис и сервис Smart Commerce. Таким образом пользователям ONDC станут доступны услуги по сбору и доставке товаров, а также набор облачных продуктов, которые потенциально могут помочь местному МСП развивать и масштабировать свой бизнес.

Пока подключение и использование платформы ONDC для бизнеса бесплатно, но в будущем ее оператор планирует взимать небольшую плату за использование — это позволит поддерживать и развивать сеть. В ONDC прогнозируют, что за счет платежей можно будет создать устойчивую экосистему, способствующую росту электронной коммерции в Индии.

Эффект от внедрения ONDC уже заметен, указывают на рынке. В экономическом плане это привело к значительному росту числа участников на рынке электронной коммерции. МСП теперь могут более эффективно продавать свои товары, что способствует их развитию и росту. Более того, ONDC содействует созданию рабочих мест и стимулирует экономический рост в малых и средних городах.

Новые технологии

Развитие электронной коммерции в Индии также получило значительный импульс благодаря внедрению новых платежных технологий. Так, в 2016 году был запущен унифицированный интерфейс платежей (UPI) Национальной платежной корпорацией Индии (NPCI) при поддержке Резервного банка Индии и Индийского банковского объединения. Основная цель UPI заключалась в создании единой платформы для мгновенных транзакций, которая бы значительно упростила финансовые транзакции для пользователей и бизнеса.

До появления UPI платежи в Индии зачастую были сложными и медленными, часто требующими многоэтапной аутентификации и длительного времени обработки. Это замедляло рост электронной коммерции и снижало удобство для пользователей. Введение UPI позволило решить эти проблемы, предоставив удобный и быстрый способ проведения платежей, что значительно уменьшило зависимость от наличных денег.

Как корпоративный сектор Индии стал одним из самых перспективных в мире

Запуск UPI также существенно повлиял на развитие малого и среднего бизнеса (МСП). Мелкие предприятия и торговцы, которые раньше не могли позволить себе дорогие POS-терминалы, теперь могут принимать цифровые платежи с помощью UPI, что повысило финансовую прозрачность и эффективность их операций. Благодаря этому даже уличные торговцы могут использовать QR-коды для приема платежей, что значительно увеличивает их возможности по привлечению клиентов, пишет Business Outreach.

К 2023 году через UPI было проведено 117,6 млрд транзакций, что эквивалентно $1,4 трлн, говорится в отчете PwC. Аналитики прогнозируют, что к 2026–2027 годам UPI достигнет 1 млрд транзакций в день (приблизительно $12 трлн). В PwC ожидают, что уже в 2024 году объем транзакций через UPI вырастет на 60% по сравнению с 2023 годом, причем значительная часть этих транзакций будет приходиться на платежи между покупателями и продавцами.

Кроме того, UPI способствовал росту инноваций в финансовом секторе. Архитектура платежной системы позволила разработчикам интегрировать функции UPI в сторонние приложения. Таким образом в Индии удалось создать полноценную экосистему финансовых услуг. Также развитие UPI привело к развитию цифровых кошельков, инвестиционных платформ, кредитных приложений и других инновационных решений, что значительно ускорило развитие финтех-стартапов и улучшило доступ к финансовым услугам для широкого круга пользователей.

Следующий шаг

Введение обязательных правил по борьбе с фейковыми отзывами на платформах электронной коммерции станет следующим важным шагом в развитии рынка. Министерство по делам потребителей Индии планирует принять строгие меры против поддельных отзывов для защиты интересов покупателей и улучшения качества услуг в интернете.

Предложенные правила определяют алгоритм написания и публикации отзыва онлайн: так, автор любого отзыва должен подписаться своим именем, редактировать отзывы будет нельзя, а администраторы не смогут «давить» на пользователей с целью предупредить публикацию негативного отзыва. В 2023 году в Индии профильный регулятор разработал правила, которые определяли правила работы самих представителей онлайн-коммерции с отзывами. В частности, им запретили публиковать оплаченные отзывы пользователей и другой промоконтент. Эти правила носят рекомендательный характер, отмечают в Business Standard.

Смартфон каждому: как в Индии число устройств выросло на 70% за 15 лет

Такие меры планируется принять на фоне роста числа негативных отзывов, часть которых чиновники считают поддельными. Так, с 2018 года, когда отрицательных отзывов на индийских онлайн-площадках было лишь 22%, в 2023 году их доля выросла почти в два раза — до 43%. Введение дополнительного регулирования уже приветствовали главные игроки рынка: в Amazon, Microsoft, Flipkart и других компаниях положительно оценили планы регулятора.

Благодаря развитию рынка, по прогнозам Business Outreach, логистические компании в Индии будут обрабатывать около 17 млрд отправлений в течение следующих семи лет. Уже сейчас местный рынок онлайн-торговли в Индии оценивается в $57–60 млрд, что означает ежегодное увеличение на $8–12 млрд с 2020 года.

Новости