Во что обходятся созвоны бизнесу: калькулятор стоимости деловых встреч — РБК Отрасли

Фото: пресс-служба

Erid: 2SDnjbxmyRf

Бессмысленные многочасовые собрания, на которых половина участников не понимает, зачем их пригласили, а другая половина — что конкретно нужно обсудить, давно стали мемом в профессиональной среде. «Всем привет, это Дмитрий. Планирую созвон на завтра в 15:00, чтобы обсудить текущий статус проекта. Всем быть!» — такое сообщение в рабочем чате нередко вызывает у сотрудников глухое раздражение.

Проблема неэффективных коммуникаций актуальна для бизнеса любого масштаба — и для стартапа из пяти человек, и для огромной корпорации. Разница лишь в том, что чем больше компания, тем выше потенциальный ущерб от плохо организованных встреч.

«Когда собирается созвон на 50–70 человек, мы просто берем несколько часов их рабочего времени, умножаем на ФОТ и получаем все издержки, которые принесла эта коммуникация», — поясняет Павел Скрипниченко, руководитель по инновациям продуктовой группы «Толк» в «Контуре».

Формула эффективности коммуникаций

Одно из ключевых преимуществ современных средств коммуникации — возможность сохранять цифровые следы взаимодействия. Транскрибация разговоров, автоматическое резюме встречи, запись видеоконференций — все это позволяет превращать устную коммуникацию в конкретные артефакты, которые можно использовать в работе.

Однако само по себе наличие записи и расшифровки не гарантирует эффективности. Исследование «Толка» показало, что многие люди, даже зная о возможности получить текстовую версию разговора, все равно делают заметки на бумаге. Это связано с тем, что в процессе коммуникации возникают как публичные артефакты — то, что было произнесено вслух, так и личные — возникшие мысли и идеи, которыми человек пока не готов делиться.

После серии качественных и количественных исследований с участием российских предпринимателей и руководителей команда Павла Скрипниченко разработала формулу для оценки эффективности деловых коммуникаций.

В упрощенном виде формула выглядит следующим образом: эффективность коммуникации = экономический профит / затраты.

Где:

  • экономический профит — влияние коммуникации на бизнес-метрики, выраженное в конкретных показателях;
  • затраты — время и другие ресурсы, потраченные на коммуникацию.

Как рассчитать экономический профит коммуникации

Чтобы оценить, во что обойдется ваша встреча, нужно знать, сколько стоит бизнес-процесс, частью которого она станет и на который в итоге повлияет. У каждого процесса есть результат — изменение определенной бизнес-метрики. Исследователи предлагают ранжировать процессы по степени зависимости от коммуникации:

  • 100% — процессы, полностью зависящие от коммуникации, например, активные продажи.
  • 80% — процессы с высокой зависимостью от коммуникации.
  • 60% — процессы со средней зависимостью.
  • 40% — процессы с низкой зависимостью.
  • 20% — процессы с минимальной зависимостью.

Как рассчитать затраты

Затраты на коммуникацию могут быть прямыми и косвенными. Прямые затраты — это оплачиваемое работодателем время, которое потеряли сотрудники. Косвенные издержки связаны с тем, что сотрудники отвлеклись от решения других задач. Вот на что участники созвона потратили свое время:

  • подготовка к коммуникации: определение цели, поиск информации и другие задачи;
  • выбор формы коммуникации и релевантных участников;
  • сама коммуникация — с учетом времени всех участников и их ставок;
  • создание и обработка артефактов по итогам коммуникации.

Павел Скрипниченко отмечает: «Если строить график, то получается, что стоимость коммуникации очень резко растет с увеличением количества участников и увеличением доли синхронности. Отсюда вывод: синхронная групповая коммуникация — самая дорогая и часто наименее эффективная».

Применение формулы на практике

Важно понимать, что нет универсального показателя эффективности. Каждая компания определяет свои нормы исходя из собственных целей и ресурсов.

На основе расчетов можно сделать два вывода:

  • Процесс коммуникации не окупается вовсе.
  • Процесс приносит существенную пользу.

Формула позволяет не только оценить текущую ситуацию, но и смоделировать, как изменится эффективность при корректировке различных параметров: сокращении времени встреч, уменьшении числа участников, переходе от синхронной коммуникации к асинхронной.

Чтобы считать было проще, команда Толка разработала онлайн-калькулятор, который поможет быстро оценить стоимость любого созвона. Калькулятор учитывает среднюю заработную плату в России, коэффициенты Джини и производительности труда для должностей разных уровней. Подсчитать, сколько стоит ваша встреча, можно по ссылке.

пресс-службаФото: пресс-служба

Культура коммуникаций: как выстраивать процессы

Одно из интересных открытий исследования: созвон, который вам назначают, обходится вам дороже, чем тот, что вы назначаете сами. Причина в том, что если вас приглашают на встречу, о которой вы мало знаете, вы тратите больше времени на подготовку, чем инициатор встречи.

Павел Скрипниченко предлагает простое, но эффективное правило: «Хотите позвать меня на встречу длительностью 2 часа? Без проблем, но не раньше, чем через 3 недели. А если у вас внезапно возникло желание поговорить со мной прямо завтра — я обязательно приду, но нужно будет уложиться в 15 минут».

Такой подход стимулирует сотрудников более ответственно подходить к организации коммуникаций и учитывать время коллег.

Другие принципы эффективной коммуникации

  1. Четко определять цель перед началом любой коммуникации. «Обсудим статус проекта» — весьма туманная цель.
  2. Проверять, есть ли необходимость в новой коммуникации. Возможно, ответ уже можно найти в базе знаний компании или других источниках.
  3. Выбирать релевантных участников, то есть только тех, кто действительно необходим.
  4. Выбирать оптимальную форму коммуникации. Незачем назначать созвон на 20 человек, если можно получить нужную информацию в переписке.
  5. Создавать полезные артефакты по итогам коммуникации. Резюме, «дорожная карта» проекта, список задач с ответственными и дедлайнами — вот ради чего стоит встречаться.

Будущее корпоративных коммуникаций

В ближайшем будущем мы увидим значительные изменения в подходах к деловым коммуникациям, прогнозирует Скрипниченко: «Мы идем к тому, что деловое общение будет сильно отличаться от бытового. Оно обрастет механиками, инструментами, методологиями — и наконец-то люди перестанут нести бытовые привычки в рабочую коммуникацию».

Интеллектуальные системы будут играть все большую роль в улучшении коммуникаций — от шумоподавления и виртуальных фонов до транскрибации и создания структурированных ИИ-резюме встреч. Все эти инструменты уже предлагает сервис «Контур.Толк». Однако технологии сами по себе не решат проблему эффективности.

«Если роботизировать бардак, то получишь роботизированный бардак», — отмечает эксперт. Сначала необходимо выстроить правильные процессы и культуру коммуникаций, и только потом внедрять технологические решения.

Сэкономьте время сотрудников и автоматизируйте создание артефактов коммуникации с Толком. Переходите по ссылке и регистрируйтесь в сервисе. А затем активируйте тестовый доступ к расширенной версии, чтобы в течение 7 дней бесплатно протестировать все инструменты Толка.

Условия пробного периода — по ссылке.

Новости