Почему ESG-принципы остаются важными для российских компаний — РБК Отрасли

Фото: Shutterstock

Несмотря на усиление скептических настроений в отношении глобальной политики ESG (англ. environmental, social, governance — окружающая среда, социальная и корпоративная ответственность), многие страны мира, включая Россию, заявляют о сохранении курса на достижение целей устойчивого развития (УР). Напомним, что намерение США выйти из Парижского соглашения по климату, декларированное в одном из первых указов президента Дональда Трампа после инаугурации в январе 2025 года, существенно усилило и ранее существовавшие в мире сомнения в отношении приоритетности зеленой повестки перед экономической целесообразностью. Например, результаты опроса 350 мировых институциональных инвесторов EY (Institutional Investor Survey) еще в 2024 году показали, что, несмотря на усугубляющийся климатический кризис и растущую обеспокоенность по поводу проблем УР, 66% респондентов полагают, что при принятии решений будут меньше уделять внимание вопросам ESG в ближайшем будущем и руководствоваться в первую очередь экономическими интересами.

Крупные российские компании не выходили из ESG-повестки, так как это не кратковременная дань моде, а долгосрочная часть культуры ведения бизнеса с заботой об окружающей среде и своих сотрудниках, говорит ведущий аналитик по рейтингам устойчивого развития «Эксперт РА» Анна Ларина. В связи с санкционным давлением, по ее словам, некоторые компании были вынуждены скорректировать свои планы и сроки реализации ранее намеченных проектов, но в целом от повестки устойчивого развития не отказались.

Как Россия реагирует на внешние вызовы в сфере устойчивого развития

Задачами устойчивого развития внутри России по-прежнему остаются создание ценности для человека, положительного воздействия на окружающую среду и общество, говорит старший вице-президент по ESG Сбербанка Татьяна Липская.

Более того, наблюдается усиление внутреннего запроса со стороны государства и общества на поддержку проектов в сфере устойчивого развития, отмечает она: «Приняты амбициозные национальные цели до 2030 года, включающие снижение вреда окружающей среде и сохранение экосистем, формирование биоэкономики и экономики замкнутого цикла, развитие технологий. Согласно нашим оценкам, более 70% показателей достижения национальных целей развития России непосредственно связаны с задачами этой повестки».

Участники российского рынка, как подтверждают эксперты, в целом придерживаются «зеленых» настроений. Хотя в 2022 году исследователи «Михайлов и партнеры» фиксировали сокращение бюджетов на устойчивое развитие в 40% российских компаний, уже по итогам 2023 года аналитики Б1 увидели существенное изменение настроений — 84% российских компаний сохранили или увеличили бюджеты на профильные программы.

Отношение российского бизнеса к ESG после 2022 года стало более прагматичным, отмечает партнер группы операционных рисков и устойчивого развития Kept Владимир Лукин: «Если раньше основным локомотивом была политика и требования западных инвесторов, то после радикального изменения геополитической обстановки российский бизнес стал видеть в ESG некие инструменты для достижения экономических целей развития — модернизации и увеличения ресурсов, энергоэффективности производственных процессов, создания комфортной среды для работы, развития бизнеса».

За последние несколько лет ESG в России эволюционировал из инструмента привлечения инвестиций в ключевой фактор внутренней устойчивости компаний, говорит старший исполнительный директор консалтинговой компании «Горизонт КФ» Ярослав Грязнов: «Если в 2021 году спрос на ESG-инициативы во многом формировали иностранные инвесторы, то после 2022 года ситуация кардинально изменилась».

Сегодня в стране формируется национальная система правового регулирования в области устойчивого развития, включая элементы собственной нормативной базы, отмечает руководитель экспертного центра «Деловой России» по ESG-трансформации, генеральный директор EcoStandard group Николай Кривозерцев: «В 2021 году Банк России представил рекомендации для публичных акционерных обществ по раскрытию нефинансовой информации, а в текущем году Минэкономразвития утвердило стандарт отчетности об устойчивом развитии».

Широкий выбор ESG-продуктов и услуг для бизнеса и регионов предлагает «Сбер». В частности, речь идет о портфеле ответственного финансирования, включающем зеленые, адаптационные, социальные и ESG-кредиты и некредитные продукты, в частности ESG-диагностику, ESG-оценку поставщиков, разработку ESG-политик, экострахование.

В целом международный вектор для совместной работы в сфере устойчивого развития сместился на страны, входящие в БРИКС, ШОС и другие геоэкономические объединения. Исследование Strategy Partners показало, что наиболее передовые методы управления устойчивым развитием в рамках БРИКС демонстрируют Россия, Индия и Китай.

Зачем бизнесу ESG

Соблюдение принципов устойчивого развития в первую очередь обеспечивает проактивное управление рисками, включая физические и переходные, говорит Ярослав Грязнов: «Эффективный контроль экологических и социальных аспектов снижает вероятность аварий, штрафов и репутационных потерь». Во-вторых, по его словам, ESG напрямую связан с операционной эффективностью: внедрение энергоэффективных технологий и систем ресурсосбережения позволяет оптимизировать издержки, что особенно важно в условиях высокой экономической волатильности.

Еще один значимый аспект — ответственные цепочки поставок, отмечает представитель «Горизонт КФ»: «Крупные игроки не только сами следуют ESG-стандартам, но и предъявляют аналогичные требования к своим поставщикам, что стимулирует малый и средний бизнес адаптироваться к новым условиям».

В частности, IEK Group своим клиентам и партнерам предлагает использовать энергоэффективные решения. По данным компании, только автоматизация освещения дает 15–20% экономии. При переходе на автоматизированную систему отопления, кондиционирования и водоснабжения экономия может достигать 60–70%. По оценкам аналитиков холдинга, сегодня подавляющее большинство российских предприятий в той или иной степени пользуются инструментами энергоэффективности. В 2022 году IEK Group приобрела Neosun Energy, которая разрабатывает, проектирует и строит системы хранения энергии и солнечные электростанции для промышленных и добывающих предприятий, а также производит солнечные батареи и литий-ионные аккумуляторы нового поколения.

ESG как социальный актив: что важно для ответственных компаний

В последние годы особенно актуальными становятся проекты, связанные с социальной повесткой, а также вопросами ответственного корпоративного управления (составляющие S и G), говорят эксперты.

В IEK Group, например, второй год подряд объявляют Годом клиентского сервиса. В холдинге выстроена эффективная система взаимодействия с заказчиками и партнерами, которая представляет собой цифровую экосистему, объединяющую клиентские сервисы на одной платформе. С ее помощью потребители могут сделать расчет спецификаций, управлять заказами, участвовать в акциях, отслеживать доставки.

Положительный ESG-имидж также повышает привлекательность любой компании для потенциальных сотрудников, что важно в условиях кадрового дефицита, говорит Николай Кривозерцев. Социальные инициативы создают устойчивость компании к кадровым рискам, улучшают условия охраны труда и здоровья сотрудников, расширяют возможности обучения, соглашается Ярослав Грязнов. Например, «Норникель» с помощью программы мотивации «Цифровой инвестор» повышает вовлеченность сотрудников — они получают цифровые финансовые активы (ЦФА), привязанные к стоимости акций компании.

Помимо предоставления социальных гарантий и создания комфортных условий работы, важно дать сотруднику возможность постоянного развития в рамках компании, подчеркивает директор по персоналу IEK Group Наталия Бельская: «Комплексный подход — обучение на рабочем месте, собственные программы нашего корпоративного университета, а также внешнее обучение — гарантирует результат: ежегодно больше 60% руководителей мы набираем из числа наших собственных сотрудников. Одновременно коллеги могут развиваться и горизонтально, переходя из одного функционального направления в другое».

Бизнес также внедряет ответственные социальные практики непосредственно в свои продукты. Например «ВымпелКом» запустил платформу «билайн.инклюзия», включающую цифровые проекты для помощи людям с ограниченными возможностями. Инициативы, связанные с инклюзией, могут одновременно приносить пользу обществу и бизнесу, например, благодаря технологиям сопровождаемого трудоустройства, говорит Ярослав Грязнов. В качестве примера он приводит проект «Все получится!» для помощи выпускникам детских домов и молодым людям с инвалидностью адаптироваться в социуме и найти работу, где задействованы волонтеры «Сбера». Расширяется, по словам эксперта, практика создания благотворительных фондов, которые предоставляют гранты инициаторам социальных проектов. Среди них — грантовый конкурс «Газпром нефти» «Родные города», «Фонд хороших дел» «Сибура», «Полюс-Фонд».

ESG-повестка крупных компаний может быть ориентирована и на отраслевое сообщество и бизнес-сообщество в целом. Примером может служить «Открытый чемпионат электриков IEK», который формирует единую экосистему «производитель — вуз + ссуз — электромонтажник»: любой электрик, пройдя соответствующие испытания, может получить сертификат международного образца. «Мы даем возможность социального лифта нашим партнерам, одновременно развивая профессию и выводя отрасль на качественно новый уровень, активно сотрудничаем с образовательными учреждениями, обеспечивая качественную подготовку студентов, обучающихся по электротехническим специальностям», — рассказывает Наталия Бельская.

Как бизнес оценивает эффективность ESG-практики

Российские компании оценивают свою деятельность посредством ESG-рейтингов не для получения каких-либо льгот, а как часть имиджевой и репутационной составляющей компании, для привлечения инвесторов и новых клиентов, при работе с банками, ссылается Анна Ларина на данные ежегодных исследований, которые «Эксперт РА» проводит среди партнеров для оценки степени внедрения практик устойчивого развития. ESG-рейтинг, по ее словам, является одним из инструментов повышения прозрачности нефинансовой информации.

Старший исполнительный директор «Горизонт КФ» Тарас Юдин отмечает, что российские компании сегодня при раскрытии информации об устойчивом развитии в первую очередь продолжают активно использовать международные стандарты GRI Standards. Кроме того, в марте 2025 года рекомендации по подготовке корпоративной отчетности об устойчивом развитии выпустил национальный ESG Альянс. С учетом разворота бизнеса на азиатский рынок наметилась тенденция по получению российскими компаниями ESG-рейтингов в китайских агентствах для укрепления своих конкурентных позиций на мировой арене, добавляет Анна Ларина.

Новости