В 2016 году британский инженер и бизнесмен ирландского происхождения Дэвид Макмертри основал фирму McMurtry Automotive. Ее детищем стал электрический гиперкар Speirling («гроза» на ирландском языке): первый образец показали летом 2021-го, а через год ходовой прототип установил рекорд трассы в Гудвуде. Сейчас компания подготовила усовершенствованный прототип McMurtry Speirling Pure VP1, который стал первым в мире автомобилем, способным ездить вверх ногами колесами!
Индекс VP1 в названии расшифровывается как Validation Prototype 1, то есть машина для проверки и подтверждения заявленных характеристик. В целом она повторяет образец трехлетней давности. Это достаточно маленькое одноместное купе: длина — 3,7 м, ширина — 1,78 м, высота — 1,02 м. Монокок и внешние панели выполнены из углепластика, а два электромотора на задней оси развивают в сумме 1013 л.с. Разгон с места до 60 миль в час (97 км/ч) занимает всего 1,5 с, максимальная скорость — 298 км/ч, а на прохождение четверти мили гиперкару требуется всего 8 с. Основным изменением у машины в версии VP1 стала новая тяговая батарея Molicel, емкость которой увеличена с 60 до 100 кВт·ч. Соответственно, с 1000 до 1200 кг выросла снаряженная масса электромобиля.
При этом сохранена ключевая особенность проекта — два вентилятора под днищем, которые могут раскручиваться до 23 тысяч об/мин, обеспечивая работу системы Downforce-on-Demand. Она увеличивает прижимную силу, причем работает даже у неподвижной машины. Максимально возможный прижим достигает 2000 кг, и это позволяет развивать ускорение в поворотах до 3g! Правда, такой показатель достижим лишь в двух из четырех режимах работы системы. Они названы в честь классов гоночных болидов: GT3 (35% мощности и 40% прижимной силы), LMP2 (65% и 75%), ле-мановский Hypercar (80% и 100%) и Formula-1 (100% и 100%). Причем от режима работы сильно зависит не только эффективность системы, но и дальность хода самого электромобиля! В режиме GT3 полного заряда батареи хватит на 20 минут в гоночном режиме, а вот в максимальном формульном McMurtry Speirling сможет пройти лишь два круга по трассе в Сильверстоуне — это примерно четыре минуты.
Пока же в компании решили наглядно проверить, что прижимной силы болидам Формулы-1 хватит для передвижения по потолку. Для этого был построен специальный стенд с вращающейся платформой, на которую заехал McMurtry Speirling Pure VP1 под управлением главы компании Томаса Йейтса. Он остановил машину, включил систему Downforce-on-Demand на полную, после чего платформа перевернулась вверх тормашками, но сам автомобиль устоял, буквально прилипнув к ней! Затем Йейтс проехал немного вперед, тем самым на практике доказав, что автомобили могут ездить вверх колесами.
Почти одновременно McMurtry Speirling Pure VP1 установил и другое впечатляющее достижение, побив рекорд тестовой трассы проекта Top Gear, проехав круг длиной 2,82 км за 55,9 секунды. Предыдущее достижение (59 секунд) принадлежало как раз болиду Формулы-1 Renault R24 2004 года, за рулем которого выступал Фернандо Алонсо.
Заезды на более длинных и серьезных трассах еще впереди. Но столь яркие выступления прототипов McMurtry Speirling наверняка сыграют на руку продажам товарных машин, появление которых сдвинуто еще на год и теперь намечено на 2026-й. Всего будет выпущено 100 экземпляров экстремального электрического гиперкара. Обновленная цена — минимум 895 тысяч фунтов стерлингов, и это без учета налогов.