SERM-специалист: кто это, чем занимается, как им стать

Фото: Shutterstock

Содержание

  1. Кто такой SERM-специалист
  2. Ключевые навыки SERM-специалиста
  3. Задачи SERM-специалиста
  4. Востребованность профессии SERM-специалиста
  5. Плюсы и минусы профессии
  6. Как стать SERM-специалистом

Кто такой SERM-специалист

SERM-специалист — это эксперт по управлению репутацией в поисковиках. Он помогает компаниям и публичным личностям контролировать, какая информация о них хранится в Сети, вытеснять негативные упоминания и продвигать положительные материалы.

Что такое SERM

SERM (от англ. Search Engine Reputation Management) — это комплекс стратегий и тактик, которые формируют позитивный имидж компании и человека в поисковой выдаче. Если SEO продвигает сайты, SERM следит за общей онлайн-репутацией: статьями, отзывами, комментариями, форумами и социальными сетями.

Формируйте позитивную репутацию в сети. Размещайте отзывы и новости бизнеса на «РБК Компании» — это поможет укрепить имидж, вытеснить негатив из поисковой выдачи и завоевать доверие аудитории.

Ключевые навыки SERM-специалиста

Чтобы преуспеть в этой сфере, изучайте инструменты аналитики, маркетинга и PR.

Hard skills

Опытный специалист по управлению репутацией:

  • знает алгоритмы поисковых систем (Google, «Яндекс»);
  • умеет оптимизировать SEO;
  • анализирует поисковую выдачу и подбирает ключевые слова;
  • эффективно работает в системах мониторинга упоминаний (YouScan, Brand Analytics);
  • умеет писать и редактировать контент;
  • разбирается в SMM и крауд-маркетинге — продвижении через социальные сети, отзывы и интернет-обсуждения;
  • владеет инструментами веб-аналитики (Google Analytics, «Яндекс Метрика»);
  • обладает навыками антикризисного PR и коммуникаций.

Soft skills

SERM-специалисту важно уметь:

  • мыслить аналитически;
  • работать с негативом и конфликтными ситуациями;
  • выстраивать общение с аудиторией и вести переговоры;
  • разрабатывать нестандартные стратегии и решения;
  • концентрироваться на деталях и мелочах.
ShutterstockФото: Shutterstock

Задачи SERM-специалиста

В разных компаниях набор задач варьируется. В него могут быть включены:

  • мониторинг упоминаний компании и личности в интернете;
  • нейтрализация отрицательных отзывов;
  • продвижение позитивных публикаций в поисковой выдаче;
  • взаимодействие с клиентами и пользователями на форумах и в соцсетях;
  • разработка стратегии управления репутацией;
  • создание контента для улучшения имиджа;
  • сотрудничество с PR-отделами и маркетологами.

Зачастую работу SERM-специалиста выполняют пиарщики, SEO- или SMM-менеджеры. Углубление экспертизы усилит резюме и ускорит профессиональный рост.

Фото: Shutterstock

Востребованность профессии

Навыки SERM-специалиста необходимы в сферах:

  • корпоративного бизнеса (банки, ретейл, IT),
  • политики,
  • личной репутации (селебрити, предприниматели),
  • digital-агентств.

На момент создания материала на HeadHunter опубликовано 168 вакансий от московских работодателей со словом SERM и более 2,5 тыс. — при запросе «репутация».

Средняя зарплата зависит от опыта.

Начинающий SERM-специалист (Junior)

  • Опыт: знает основы SEO и принципы работы поисковых систем, умеет работать с текстом и отвечать на комментарии, пользуется инструментами мониторинга (Google Alerts, YouScan).
  • Зарплата: 40–70 тыс. руб.
  • Обязанности: следит за отзывами и упоминаниями в интернете, отвечает на комментарии и отзывы, собирает аналитику по репутации бренда.
Фото: Shutterstock

Опытный SERM-специалист (Middle)

  • Опыт: углубленно разбирается в SEO и SERM-технологиях, умеет работать с негативом и нейтрализовать репутационные угрозы, управляет контентом и PR-стратегиями, ведет переговоры с партнерами и блогерами.
  • Зарплата: 80–150 тыс. руб.
  • Обязанности: разрабатывает и реализует SERM-стратегии, налаживает контакты с блогерами и СМИ, оптимизирует контент под поисковые запросы, составляет отчеты.

Ведущий SERM-специалист (Senior)

  • Опыт: умеет управлять долгосрочными стратегиями SERM и планировать тактические шаги для реализации, ставит задачи копирайтерам, SMM-менеджерам и SEO-специалистам.
  • Зарплата: от 150 тыс. руб.
  • Обязанности: разрабатывает и внедряет комплексные стратегии управления репутацией в интернете и офлайн, руководит командой SERM- и PR-специалистов, выстаивает антикризисную коммуникацию и взаимодействие с топ-менеджментом.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Возможность работать удаленно

SERM-задачи не требуют физического присутствия в офисе, так как нужен только доступ к интернету. Это удобно для фрилансеров и сотрудников международных компаний.

  • Перспективы карьерного роста

SERM — важное направление в digital-маркетинге. Опытные специалисты продвигаются по карьерной лестнице, становятся руководителями отделов репутационного менеджмента, маркетинга, digital-агентств или переходят в смежные области: PR, SEO, контент-маркетинг.

  • Разноплановые задачи

Работа включает в себя анализ репутации, мониторинг упоминаний, внедрение стратегий по улучшению имиджа бренда. Это требует аналитического мышления и креативности.

Фото: Shutterstock

Минусы

  • Работа с негативом и токсичными отзывами

SERM-специалист часто сталкивается с хейтом, несправедливыми обвинениями или атаками конкурентов.

  • Высокая ответственность

От работы SERM-специалиста зависит репутация бренда или человека. Ошибки в стратегии, неудачные ответы на негатив или неверно выбранная тактика приводят к серьезным имиджевым потерям.

  • Долгое ожидание результата

Исправление репутации в интернете занимает время. Позитивный контент нужно продвигать, негатив — вытеснять. Изменение общественного мнения — сложный и медленный процесс.

Как стать SERM-специалистом

Чтобы освоить профессию:

  • Изучите основы SEO и digital-маркетинга. Разберитесь в принципах ранжирования сайтов в «Яндексе» и Google, методах продвижения контента, работе с ключевыми словами. Получите базовые знания в области контент-маркетинга, SMM, PR. Пройдите профильные курсы.
  • Освойте инструменты мониторинга репутации и веб-аналитики. Научитесь находить упоминания бренда, анализировать их тональность и вовремя на них реагировать. Освойте инструменты Brand Analytics, YouScan, «Яндекс Метрики», SEMrush, Google Alerts.
  • Научитесь создавать контент и взаимодействовать с пользователями. Тренируйтесь писать пресс-релизы, отвечать на комментарии, мотивировать клиентов оставлять отзывы.
  • Регулярно проходите обучения. Осваивайте смежные сферы, чтобы стать более востребованным экспертами.
  • Применяйте знания на практике. Находите первые заказы на биржах фриланса и в маркетинговых агентствах. Нарабатывайте портфолио и проходите стажировки.
Фото: Shutterstock

Полезная литература

В профессии важен практический опыт. Книги помогут расширить кругозор и найти сферы для развития карьеры.

  • «SEO: искусство раскрутки сайтов». Авторы рассматривают стратегии и методы, как повысить видимость сайтов.
  • «Пишут все! Как создавать контент, который работает». Энн Хэндли рассказывает, как создавать и публиковать коммерческие материалы.
  • «Управление репутацией в интернете». Никита Прохоров и Дмитрий Сидорин объясняют, как общаться с аудиторией в Сети и создавать персональный бренд.

Профессия SERM-специалиста сочетает аналитику, маркетинг и PR. Репутация в Сети — один из ключевых активов бизнеса, а значит, спрос на таких экспертов будет расти.

Новости