В России хотят ввести права для управления самокатом. Кого это коснется :: Autonews

О подготовке Минтрансом проекта изменений в ПДД, направленного на снижение числа инцидентов со средствами индивидуальной мобильности (СИМ) ведомство сообщило 11 марта, а следом, 16 марта, выступил спикер Госдумы Вячеслав Володин, заявивший, что в борьбу с аварийностью с участием электросамокатов включился Следственный Комитет (СК). По его словам, в Госдуму уже поступили конкретные предложения, включающие следующие пункты:

  • уточнение термина «транспортное средство» с указанием на его предназначение в том числе для индивидуального передвижения по дорогам;
  • распространение понятия «водитель» на лицо, использующее электросамокаты и иные СИМ;
  • дополнение категорий транспортных средств подкатегорией «М1», включающей СИМ с электродвигателем мощностью до 0,25 кВт;
  • включение в категории «М» (мопеды) и «А» (мотоциклы) СИМ с электродвигателем мощностью от 0,25 до 4 кВт и свыше 4 кВт соответственно;
  • предоставление права на управление транспортными средствами подкатегории «М1» лицам, достигшим 16-летнего возраста.

Спикер призвал граждан высказываться по данным вопросам и предлагать свои решения проблемы роста числа ДТП с участием СИМ.

Фото: Vladimir Baranov / Global Look Press Статьи 30 января Что такое средства индивидуальной мобильности: правила пользования СИМ Электросамокаты 10 июля 2024 Госдума одобрила штрафы для водителей электросамокатов в первом чтении

По статистике МВД, которую привел Володин, за девять месяцев 2024 года было зафиксировано на 47,2% больше дорожно-транспортных происшествий, чем за аналогичный период 2023 года — 3 897 случаев. При этом 44 участника инцидентов погибли, а 4 052 — получили ранения, в том числе 1 392 ребенка.

Что предлагают Минтранс и СК

В ответе Минтранса на официальный запрос редакции Autonews пресс-служба министерства пояснила, как именно планируется повышать безопасность СИМ с точки зрения законодательства.

В частности, представители ведомтсва напомнили, что правила движения СИМ в ПДД вступили в действие еще 1 марта 2023 года. Тогда был введен целый набор ограничений — как по скорости движения, так и по использованию той или иной инфраструктуры в зависимости от возраста пользователя СИМ. Кроме того, законодательно был установлен приоритет пешехода над пользователем СИМ. Однако существующих требований оказалось недостаточно.

Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press

В соответствии с предложением Минтранса, основанным на результатах правоприменительной практики, новый проект изменений в ПДД должен включать следующие пункты:

  • всех пользователей СИМ приравняют к водителям транспортных средств.
  • эти лица будут нести соответствующие обязанности и ответственность.
  • будет установлено более четкое и понятное разграничение между СИМ, велосипедом и мопедом.
  • будет введен однозначный запрет движения на СИМ более одного человека вне зависимости от конструкции.

Кроме того, в министерстве предлагают дополнительно усилить приоритет пешеходов над СИМ. В частности, в этих целях предлагается:

  • ограничить скорость движения СИМ до 10 км/ч при сближении с пешеходами.
  • более жестко регулировать движение СИМ в местах возможного внезапного появления пешеходов (арки, углы зданий).
  • запретить требовать от пешехода пропустить СИМ, в том числе путем подачи звукового сигнала.

«Средства индивидуальной мобильности плотно входят в повседневную жизнь горожан, в разы ускоряя пешеходное перемещение. Повсеместное распространение СИМ диктует необходимость обеспечения их безопасной интеграции в городскую среду, обеспечения безопасности пользователей СИМ и пешеходов», — считают в министерстве.

Пресс-служба СК на официальный запрос редакции Autonews на момент написания заметки не ответила и не предоставила копию обращения в Думу. Понятно лишь, что его суть сводится к выделению транспортных средств индивидуальной мобильности в подкатегорию «М1». Туда должны попасть все СИМ с электродвигателями мощностью до 0,25 кВт. Операторам таких СИМ придется получать права по достижении 16-летнего возраста.

Возможно ли ограничить управление СИМ?

В беседе с Autonews.ru автоюрист Лев Воропаев пояснил, что, при желании властей, реализовать такую задумку можно очень быстро. Чтобы выдворить самокатчиков «младшей» категории с улиц городов, достаточно выпустить постановление Правительства об изменении ПДД.

«Нужно внести изменения в ПДД. Все остальное в КоаАПе уже есть. Процедура несложная: это постановление Правительства, даже не федеральный закон. Правительство своим постановлением вносит изменения в свои же постановления. И все. Они вступают в силу либо немедленно, либо через определенное время. И начинает работать новый свод ПДД», — конкретизировал собеседник.

В соответствии с предложением Минтранса планируется введение однозначного запрета движения на СИМ более одного человека вне зависимости от конструкции. (Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press)

Правда, по словам Воропаева, стоит учесть, что лица, управляющие электросамокатами мощностью более 250 Вт, и так привлекаются к ответственности по действующему кодексу. В этом плане новшество одно: ответственность хотят распространить и на всех прочих владельцев СИМ. Сейчас владельцев мощных СИМ можно привлекать за управление транспортом в нетрезвом виде и за отсутствие права управления.

Напомним, что к водителям владельцев мощных средств индивидуальной мобильности приравняли еще с весны 2023 года. Такие лица должны иметь права категории «М» (мопеды) или «А» (мотоциклы). Более того, в действующих ПДД уже прописано, что СИМ — это транспорт с электромотором, одним (несколькими) колесами (роликами), предназначенный для индивидуального перемещения. Теперь речь идет о том, чтобы приравнять СИМ к колесным транспортным средствам. Но в этом плане власти наткнулись на сложности, которые одним постановлением Правительства невозможно решить.

СИМ ждет сертификация?

По словам вице-президента Национального автомобильного союза (НАС) Яна Хайцеэра, по факту данный вопрос находится вне компетенции Государственной Думы и российских органов власти. Для причисления электросамокатов к колесным транспортным средствам потребуется внести изменения в Технический регламент Таможенного Союза 018/2011. Такие поправки может принять лишь ЕАЭС. Это вопрос минимум трех лет.

«Нынешнее предложение чиновников Минтранса более чем странное, потому что, по всей видимости, они не знают о существовании Технического регламента Таможенного Союза, — пояснил Хайцеэр. — Прежде чем объявить изделие транспортным средством, надо его сертифицировать или получить Одобрение типа транспортного средства (ОТТС), как это делается с остальным транспортом».

Эксперт напомнил, что для решения поставленной Минтрансом задачи придется сперва закрыть вопрос с техническим регулированием, дабы связать само понятия транспортного средства с СИМ.

«У нас на них (СИМ) сегодня нет даже сертификата. Мы не знаем, что приезжает к нам. Надо заниматься тем, что идентифицировать. Мощный СИМ появился, и он фактически требует мотоциклетных прав категории «А», — конкретизировал эксперт. Хайцеэр добавил, что перед тем, как вводить любое категорирование этих изделий, необходима процедура оценки их соответствия: что за двигатель, какая мощность, сколько весит, какая максимальная скорость.

Использование СИМ — под вопросом?

В беседе с Autonews руководитель Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман напомнила, что СИМ уже плотно вошли в жизнь граждан по всему миру, но их дальнейшая судьба в России может оказаться незавидной. Такими транспортными средствами пользуются те, кто не имеет возможности передвигаться на общественном транспорте из-за непредсказуемости или низкого комфорта, либо передвигается на небольшие расстояния, объезжает пробки в центре.

СИМ пользуются те, кто не имеет возможности передвигаться на общественном транспорте из-за непредсказуемости или низкого комфорта, либо передвигается на небольшие расстояния, объезжает пробки в центре. (Фото: Elena Mayorova / Global Look Press)

«Не исключаю регистрации в ГАИ и введения обязательной страховки ОСАГО, и отношусь к этим мерам отрицательно, — пояснила эксперт. — Мы это уже проходили в советские годы, когда велосипедисты должны были получать права и на них навешивались номера».

Вместе с тем, номера, по мнению руководителя Ассоциации, в случае с СИМ необходимы. Пока они есть лишь на кикшеринговых самокатах, но не на частных, которых значительно больше: «По моему мнению, это единственный доступный способ в автоматическом режиме с помощью камер фиксировать нарушения». Введение прав на СИМ с 16 лет Эрдман назвала избыточной мерой.

Согласен с такой позицией и Ян Хайцеэр: «Основным локомотивом в борьбе за законность и безопасность СИМ являются кикшеринговые компании. Но у нас на 300 тыс. прокатных самокатов приходится 700 тыс. частных. Они совершают гораздо меньшее число поездок, но они существуют, и они не сертифицируются, не идентифицируются — ни собственник, ни само устройство».

«У нас неплохая история придумана с регистрацией на мос.ру, и я надеюсь, что это распространится по всей стране. Я надеюсь, что самокаты начнут сертифицироваться, а значит, на них будут устанавливаться номера. Тогда появится хоть какая-то форма контроля», — заключил специалист.

Дело не в ограничениях?

В беседе с Autonews эксперты перечислили ряд проблем СИМ, которые властями не рассматриваются и не решаются, но напрямую влияют на безопасность и аварийность.

В частности, Ян Хайцеэр напомнил о полном отсутствии внимания к необходимости при управлении СИМ надевать на голову шлем.

«Пользователи двухколесной техники должны иметь на голове шлем. И это самый неинтересный вопрос для многих участников законотворчества. Они не отдают отчет, что падение с велосипеда или самоката смертельно», — конкретизировал эксперт.

Он также напомнил, что сама собой проблема самокатов никуда не уйдет и будет расти в геометрической прогрессии. Но введение прав на СИМ с 16 лет равносильно запрету.

«Ввести права с 16 лет — это фактически запрет. Что мы увидели на дорогах после введения прав на «полтинники» (мопеды с объемом двигателя 50 кубических сантиметров)? Они пропали с дорог, вместо них теперь самокаты. Такая же история будет с электрическими самокатами или велосипедами, — считает представитель НАС. — Самая качественная и надежная форма повышения безопасности — это ездить там, где есть велосипедные дорожки, и не ездить, где их нет. Создание инфраструктуры под отдельный вид транспорта. Иначе мы находимся в тупике: одни будут предлагать права. Другие — еще что-то».

Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press

Ксения Эрдман напомнила о существенном различии между СИМ и велосипедами, которое законотворцы и ответственные органы предпочитают не замечать. Велосипеды при отсутствии инфраструктуры могут выезжать на дороги, а для маломощных СИМ такая инфраструктура жизненно необходима. Без нее невозможно разделить потоки пешеходов и операторов электрических устройств, что провоцирует конфликт интересов между этими категориями.

«СИМ по ПДД вынуждены делить пространство с пешеходами, что, по моему мнению, совершенно неправильно. Возникла точка напряжения, которую таким образом пытаются решить. Наличие прав не решает проблему соседства СИМоводов с пешеходами. Проблему решает только строительство инфраструктуры, разделение потоков участников дорожного движения. Эта мера старательно игнорируется всеми», — считает Эрдман.

Читайте также:

Что такое средства индивидуальной мобильности: правила пользования СИМ

9 дорожных штрафов, которые испортят водителям открытие дачного сезона

В России завели уголовное дело за дрифт. Как отличился нарушитель

Массовой замены прав не избежать. Кого это коснется

Авторы Теги

Новости