Как строительный сектор Индии стал главным драйвером роста ее экономики — РБК Отрасли

Фото: Shutterstock

Среднегодовой рост добавленной стоимости в строительстве Индии составил 5,25% за последние 12 лет, по 2024 финансовый год (1 апреля 2023 — 31 марта 2024), говорится в сентябрьском отчете индийского исследовательского агентства CRISIL Market Intelligence & Analytics. Рост ускорялся: в 2024 финансовом году он составил 9,9%, в истекающем 2024/25 году оценивается Министерством статистики и выполнения программ Индии в 8,6%. В результате доля валовой добавленной стоимости строительной индустрии в ВВП Индии увеличилась до 9,2% (прогнозная оценка за 2025 финансовый год) — с 8% несколько лет назад. Для сравнения: в ВВП России за прошлый год строительство заняло менее 5%, в ВВП Китая — 6,7%.

Как спрос на роскошное жилье обеспечил рост рынку Индии

Индийские власти делают ставку на строительство как один из главных драйверов экономического роста. Инфраструктурные стройки, офисы, торговые центры, жилье, дата-центры являются «основным фокусом как для правительства, так и для частного сектора», а внутри отрасли «критически важными компонентами стали логистика и складская недвижимость», указывает Национальное агентство по продвижению и содействию инвестициям Индии (Invest India). Стране нужно диверсифицировать внешнюю торговлю и активнее встраиваться в глобальные цепочки создания стоимости, учитывая, что исторически крупнейшим торговым партнером Индии был Китай (в 2024 финансовом году он разделил первенство с США по товарообороту с Индией; отношения Нью-Дели и Пекина напряженные). В этом контексте увеличившаяся в шесть раз взаимная торговля Индии с Россией (январь–ноябрь 2024 года к тому же периоду 2021 года, по данным Министерства торговли и промышленности страны) определяет интерес Нью-Дели и к новым вложениям в строительство транспортно-логистической инфраструктуры.

Строительство в Индии можно классифицировать следующим образом:

  • строительство зданий (жилые дома, больницы, образовательные учреждения, офисные и торговые центры и т.п.);
  • инфраструктура (склады, мосты, дамбы, каналы, дороги, аэропорты, метро и т.п.);
  • промышленные объекты (заводы, фабрики, электростанции и т.п.).

По данным CRISIL, общий объем инвестиций в строительном секторе Индии за пять предыдущих финансовых лет (заканчивая мартом 2023-го) составил 42,5 трлн рупий (около $490 млрд, если исходить из курса рупии к доллару на 4 марта). Из них доля инвестиций в инфраструктуру составила 62,4%, в строительство зданий — 29,3% (в том числе жилья — 25,7%), в промышленные сооружения — 8,24%. По различным оценкам в 2023 году объем строительного рынка Индии в долларовом эквиваленте составлял $639–885 млрд.

В основе бурного роста индийского строительного рынка лежат объективные факторы: рост численности населения, продолжающаяся урбанизация, растущий средний класс. Индия в 2023 году стала самой населенной страной мира (сейчас — около 1,44 млрд человек), обогнав Китай. Доля молодого населения высока: по оценкам ООН, в 2020 году около 45% жителей страны приходилось на возрастные группы до 24 лет — намного выше, чем в России (28%), Китае (30%) или Бразилии (37%). Если в 2010 году доля городского населения Индии составляла около 31%, то к концу текущего десятилетия она достигнет 40% (оценки ООН), а к 2046 году — 50%.

Почему в Индии растет популярность ипотечного кредитования

Уровень бедности в стране снижается, а доля граждан, чей доход оценивается как средний или высокий, растет и, по данным CRISIL, достигнет почти 95% к 2031 году. Средний класс (в определении исследовательского центра People Research on India's Consumer Economy, PRICE) составляет около трети населения Индии. Ввод нового жилья в восьми ключевых индийских агломерациях в 2025 финансовом году увеличится ориентировочно в 1,5 раза по сравнению с 2019-м, ожидает CRISIL. При этом местные «строители и девелоперы должны сфокусироваться на возможностях, которые открывают города второго ранга», говорил осенью 2024 года директор индийского подразделения Cushman & Wakefield Шрирам Натараджан.

Инфраструктурный бум в Индии

«Индийский строительный сектор обречен на существенный рост при поддержке значительных государственных инициатив, сильных инвестиций в логистику и складскую инфраструктуру и твердой приверженности Индии к устойчивому развитию», — уверяет Invest India. К 2025 году строительная отрасль Индии должна стать третьей по величине в мире — после Китая и США, предвосхищал в феврале 2024 года министр строительства и городского хозяйства Индии Хардип Сингх Пури. «Если Индия собирается к 2047 году стать развитой страной, инфраструктура будет жизненно важным элементом этих амбиций», — подчеркивал министр.

Действительно, именно инфраструктурный сегмент в среднесрочной и долгосрочной перспективе будет двигать вверх строительные объемы в Индии, пишет CRISIL. По его прогнозу, инвестиции в инфраструктурные стройки увеличатся в 1,78 раза в 2024–2028 финансовых годах по сравнению с предыдущей пятилеткой, а их доля в общем объеме инвестиций в строительстве вырастет до 68–70% (с 62% за предыдущий аналогичный период). Основную роль в этом играют государственные программы развития — такие как National Infrastructure Pipeline (NIP), National Monetization Pipeline (NMP), Gati Shakti (план по реализации проектов в области мультимодальной связности, то есть перемещения пассажиров, товаров и услуг различными видами транспорта).

Реновация по-мумбайски: что станет с крупнейшими трущобами города

В частности, программа NIP была запущена правительством Индии в 2019 финансовом году на период 2020–2025 годов с целью улучшения инфраструктуры в стране и привлечения инвестиций в различные сектора. В линейку NIP включаются проекты стоимостью от 1 млрд рупий ($11,5 млн по текущему курсу): это могут быть инициативы уже на этапе строительства или только предлагаемые проекты типа «гринфилд» (новые объекты на чистом участке) и «браунфилд» (перепроектирование, расширение или модернизация существующего объекта), или же проекты в стадии концептуализации. Изначально NIP стартовала с 6,8 тыс. проектов, а теперь в программе более 13 тыс. проектов общей стоимостью $2,3 трлн, следует из данных India Investment Grid (интерактивная платформа под эгидой индийского правительства) по состоянию на 4 марта. По данным CRISIL, 22% проектов в рамках NIP относятся к строительству дорог, 15% — к электроэнергетике, 14% — к системам водоснабжения (водопроводы) и водоочистки, 13% — к железнодорожной инфраструктуре (включая метро). На сентябрь 2024 года 4% проектов (по стоимости) были завершены, 54% находились в стадии строительства, и 42% — планирования или проектирования.

«Сейчас в Индии в полном разгаре бум инфраструктурного строительства, и он продолжится в ближайшие годы», — подтверждает руководитель Центра Индоокеанского региона ИМЭМО РАН Алексей Куприянов. По его словам, это связано с такими факторами, как «реализация правительственных инициатив по развитию индустриально-транспортных коридоров и узлов и быстрая индустриализация, приводящая к разрастанию мегаполисов и городов-спутников и, соответственно, росту масштабов жилищного и инфраструктурного строительства».

Как средний класс поможет Индии обогнать Китай

При этом исторически основным драйвером инфраструктурных затрат в стране были государственные капвложения, а на частный сектор приходилось 18–22% общих инфраструктурных инвестиций. В период с 2024 по 2028 финансовый год центральное правительство страны, как ожидается, потратит 88 трлн рупий ($1 трлн) на развитие инфраструктуры — на 80% больше, чем в предыдущие пять лет, ожидает CRISIL.

В частности, в 2024 финансовом году центральное правительство увеличило капитальные затраты на 37,5%, до 10 трлн рупий, пишет индийское издание Business Standard. На 2026 финансовый год, который начнется в апреле 2025-го, правительство закладывает госинвестиции на уровне 11,2 трлн рупий (рост примерно на 10% к текущему финансовому году). Reuters отмечает, что это несколько разочаровало инвесторов на рынке акций, однако Business Standard цитирует председателя совета директоров многопрофильного конгломерата JSW Group, миллиардера Саджана Джиндала, который все равно назвал это «крепким уровнем, который поддержит ключевые отрасли».

Крупнейшие инфраструктурные и индустриальные строительные проекты Индии (по стоимости; данные CRISIL):

  • Расширение сталелитейного завода в Джатадхаре (750 млрд рупий, или $8,6 млрд по текущему курсу).
  • Морской переход (мост) Версова-Вирар-Палгхар (634 млрд рупий, или $7,3 млрд).
  • Нефтехимический комплекс в городе Мангалуру (470 млрд рупий, или $5,4 млрд).
  • Сталелитейный завод в штате Махараштра (400 млпд рупий, или $4,6 млрд).
  • 3-я линия метро в Мумбаи (линия Колаба — Бандра — Особая экономическая зона SEEPZ) (334 млрд рупий, или $3,8 млрд).

Крупнейшим подрядчиком на строительном рынке Индии является Larsen & Toubro (L&T) — транснациональный конгломерат со штаб-квартирой в Мумбаи. Компания предлагает услуги по EPC-контрактам для крупных промышленных и инфраструктурных проектов: строит аэропорты, мосты, фабрики, больницы и даже военные базы. Среди флагманских проектов, которыми L&T занимается сейчас, — возведение инфраструктуры близ открывающегося в апреле 2025 года нового аэропорта Navi Mumbai Airport (подъездные дороги к аэропорту, мосты, подземные переходы). Другой знаковый проект — строящаяся высокоскоростная железная дорога Мумбаи—Ахмадабад, где L&T ответственна за участок общей протяженностью 325 км, или 64% всего пути, включая виадуки, станции, речные мосты и депо. Операционная выручка конгломерата в 2024 финансовом году составила 2,21 трлн рупий ($25 млрд; плюс 20,6% к предыдущему финансовому году), из которых 57% пришлось на бизнес внутри Индии, 52% — на инфраструктурные проекты (в Индии и за рубежом), следует из ее отчетности. Котировки Larsen & Toubro на Национальной фондовой бирже Индии с начала 2022 года по конец февраля 2025-го выросли на 64,5%.

Ставка на море: что нужно знать о портовой инфраструктуре Индии

По данным рейтингового агентства ICRA Limited, по итогам 2025 финансового года выручка крупнейших компаний строительного рынка Индии вырастет на 8–10% после «выдающегося» роста на 22 и 19% в 2023 и 2024 финансовых годах, соответственно. Замедление в ICRA связывают с более выраженным влиянием сезона муссонов и неопределенностью в связи с парламентскими выборами, которые проходили в несколько этапов с 19 апреля по 1 июня 2024 года (эти временные факторы повлияли и на другие отрасли, не только на строительство). Среди других крупных игроков строительного рынка Индии — компании Hindustan Construction, Shapoorji Pallonji Group, NCC Limited, G R Infraprojects Ltd.

Перспективы сотрудничества с Россией

Индия — страна, открытая для прямых иностранных инвестиций: их приток в строительный сектор в 2024 финансовом году составил 372 млрд рупий ($4,3 млрд). Причем 100% зарубежных вложений в этом секторе осуществлялись автоматически, то есть без предварительного разрешения властей. Среди основных иностранных инвесторов на индийском строительном рынке Invest India называет немецкую GIZ GmbH, французскую Veolia (водоснабжение и очистка сточных вод), американские Hines (строит офисную и жилую недвижимость в Индии, управляет ею) и The Trump Organization. Российские же инвестиции в Индии сосредоточены в таких секторах, как нефть и газ, нефтехимия, банки, железные дороги и сталь, пишет India Briefing.

«На сегодняшний день доля поставок в РФ в мировом экспорте стройматериалов из Индии составляет 0,5%. Топ-3 позиций по объему закупок в мире: деревянные двери — $705 млн, лифты и подъемные механизмы — $129 млн, покрытия (брусчатка, модульные блоки и т.п.) — $38 млн. Индийские экспортеры обеспечивают качество международного уровня, и мы видим высокий потенциал для роста импорта ключевых позиций для строительной отрасли из Индии в РФ», — отмечает Иван Баранов, управляющий директор Центра развития индийского направления ПАО «Сбербанк».

Найти проекты или поставщика, а также разобраться во всех нюансах поможет «Сбер», который с 2010 года работает в Индии и помогает российским предпринимателям вести бизнес в стране. Специалисты направления Corporate Business Development* находят поставщиков и партнеров, проводят переговоры как на хинди, так и на английском и осуществляют консультационную поддержку клиентов банка.

* Развитие корпоративного бизнеса

На индийском строительном рынке очень сильна конкуренция, утверждает ICRA. И в этом контексте российским подрядчикам сложно претендовать на то, чтобы войти на этот рынок. Это не касается атомной энергетики, где партнерство России и Индии давнее и успешное. В настоящее время по российскому проекту строятся четыре новых энергоблока на АЭС «Куданкулам» в штате Тамилнаду (проектирование, конструирование и поставку оборудования осуществляют подразделения «Росатома»). В начале 2025 года «Росатом» отгрузил в Индию 320-тонный корпус реактора. А ранее Россия уже построила энергоблоки № 1 и № 2 АЭС «Куданкулам».

Мирный атом вместо угля: зачем Индии малые модульные реакторы

Константин Горчаков, старший партнер Blue Stones PE (компания ведет бизнес в Индии с 2018 года), говоря об особенностях индийского рынка, отмечает, что не всегда присутствует транспарентность в сделках на землю. Циклы проектов обычно очень длинные, что обусловлено национальными особенностями и бизнес-культурой Индии: по словам Горчакова, российский бизнес в корне отличается от индийского, Индия — «другая планета». Наконец, есть сложности с тем, чтобы завести капитал в Индию, равно как и законодательные препятствия для вывода капитала из страны, добавляет он.

Индия приглашает российские компании создавать производственные структуры в индустриальных хабах страны, отмечает India Briefing. Не менее важную роль играют проекты в области транспортной связности, которые должны помочь диверсифицировать и увеличить двустороннюю торговлю. Так, в 2024 году Индия дала добро на строительство нового глубоководного порта Вадхаван в штате Махараштра: он, по данным издания Russia's Pivot to Asia, в том числе направлен на расширение торговли с Россией, поскольку станет важнейшим хабом транспортного коридора Север — Юг (INSTC), соединяющего Россию, Иран, Индию и соседние страны.

Пока же проекты в Индии с российским участием сосредоточены вокруг нефтепереработки и сопутствующей инфраструктуры, отмечает Алексей Куприянов. Практически весь рост двустороннего товарооборота обеспечивается за счет экспорта российской нефти, а после переработки она в значительных количествах реэкспортируется из Индии в западные страны, объясняет он.

Как правильно выбирать надежных партнеров в Индии

В индийские проекты лучше заходить через межправительственные соглашения, где монетарные риски берет на себя российская сторона — через банки и финансовых партнеров, исключающих «страновой риск», резюмирует Константин Горчаков.

Реклама. ПАО «Сбербанк», erid: F7NfYUJCUneRHUdVT7FX

Новости