Фото: пресс-служба
В 2024 году россияне установили очередной рекорд по числу поездок: 162 млн раз они ездили в отпуск внутри страны. По данным «СберАналитики», это на 6% больше, чем в 2023-м. Тренд на повышение интереса россиян к внутреннему туризму очевиден. Однако государству и бизнесу, в том числе банкам, необходимо продолжать создавать благоприятные условия для его развития, особенно с учетом возможного геополитического потепления. Ведь есть вероятность, что часть туристов предпочтет посещение заграничных достопримечательностей красоте и исторической уникальности родных мест.
Интересен, на мой взгляд, опыт Китая по развитию внутреннего туризма. Согласно исследованию McKinsey, КНР занимает второе место в мире после США по объему внутренних путешествий: китайцы тратят на них $0,7 трлн в год, американцы — свыше $1 трлн. Ожидается, что к 2030 году они поменяются местами, поскольку эксперты предрекают внутрикитайскому туризму рост на 12% в год. Давайте разберемся, откуда в Поднебесной такой бум внутренних путешествий и применимы ли к России китайские методы их стимулирования.
Китайцы распробовали отдых внутри страны во время пандемии COVID-19, когда выездной туризм был ограничен, и затем вошли во вкус. Это повлекло за собой быстрое развитие соответствующей инфраструктуры и трансформацию предложений на рынке. Традиционная туриндустрия, основная на культуре и древней истории страны, сильно изменилась. Теперь в нее входят VR-туризм и путешествия в тихие уединенные места. Новые отели растут как на дрожжах: по оценке McKinsey, 30% мирового объема строительства гостиниц сейчас приходится на КНР.
Разумеется, не обошлось без поддержки государства, а именно министерства культуры и туризма. Реализуется трехлетний план по стимулированию внутреннего туризма. Реконструированы многие аэропорты, построены новые высокоскоростные железные дороги, модернизируются кафе, рестораны, гостиницы, повышается безопасность, ведется борьба с загрязнением воздуха. Чтобы привлекать иностранных туристов, в некоторых регионах страны, например на острове Хайнань, туроператорам стали давать субсидии.
Пожалуй, самым значимым шагом для развития туристической отрасли стало соглашение о сотрудничестве между министерством культуры и туризма Китая и ведущими банками КНР. Так, крупнейший в стране Промышленно-коммерческий банк Китая (ICBC) выделил 300 млрд юаней на финансирование туриндустрии. Эксим банк Китая (Export Import Bank of China) поддерживает экспорт китайской культуры за границу, строительство культурных и выставочных площадок для конференций.
Сельскохозяйственный банк Китая (ABC) дает дополнительные кредиты компаниям из сферы культуры и туризма, а также участвует в создании инновационных продуктов и туристических кластеров. От взаимодействия государственных и банковских структур выигрывают все.
Чтобы внутрироссийский туризм тоже продолжал расти, критически важно развивать гостиничную инфраструктуру. С 2021 года в нашей стране действует программа реконструкции и строительства гостиниц. В 2024-м лимиты по программе льготного кредитования увеличили до 59 тыс. новых гостиничных номеров. «Сбер» по этой программе по состоянию на начало марта 2025 года одобрил свыше 400 млрд руб. кредитных лимитов для 147 турпроектов в 36 регионах нашей страны.
В феврале Корпорация МСП сообщила, что выделила дополнительные средства для продления специального туристического лимита «зонтичных» поручительств, когда банки выдают кредиты, даже если у предпринимателя не хватает залогового имущества. Гарантии кредитным учреждениям предоставляет Корпорация МСП как профильный государственный институт развития. Благодаря этому малый и средний бизнес сможет в 2025 году привлечь не менее 25 млрд руб. на развитие гостиниц.
Мы в свою очередь помогаем развивать туризм в России с помощью различных инструментов и сервисов для инвесторов и бизнеса. Наша аналитика поведения туристов в разных регионах (мы анализируем, куда люди ездят, сколько тратят, как долго отдыхают и как часто возвращаются в те же места) позволяет еще на стадии идеи выявлять перспективные проекты, чтобы целенаправленно их поддерживать.
Например, мастер- и бизнес-планирование туристических кластеров с использованием больших данных позволяет не только оценить зародившуюся идею, но и сразу же «упаковать» ее в жизнеспособный проект. Классическое кредитование также значимо. Мы, в частности, объединяем все доступные меры господдержки в одной сделке, в том числе вместе с банковским кредитом, если он необходим, что упрощает процесс для инвесторов. Анализируется все: от целевой аудитории до дизайна территории, — учитываются риски и финансовые показатели, составляется план реализации. В рамках кредитной сделки это обязательный процесс. Банк также может произвести комплексную оценку для клиента по его техзаданию в рамках консалтинговых услуг, даже если речь не идет о финансировании.
Системная поддержка государства и активность бизнеса уже дают свои результаты. С 2020 по 2023 год количество объектов размещения в России выросло на 15%, а общий объем номерного фонда достиг 1,1 млн единиц (плюс 6% к 2022 году). В 2024 году, по данным Росаккредитации, органы по классификации средств размещения классифицировали более 7,6 тыс. гостиниц в России, на 42,5% больше, чем годом ранее. По прогнозам группы компаний Б1, при базовом сценарии развития к 2030 году номерной фонд может вырасти до 1,4 млн единиц, а число туристов, которые будут отдыхать в этих отелях, превысит 144 млн человек.
При этом туристы хотят не только жить с комфортом, но и интересно проводить время. Опыт Китая показывает, что наряду с культурными фестивалями, пляжным отдыхом, горнолыжными курортами, сельскими районами и тематическими парками у современного внутреннего туриста остается популярным культурно-исторический туризм. Например, Чанчуньский фестиваль льда и снега в 2023 году посетили на 160% больше людей, чем годом ранее. В 2024-м во время Лунного Нового года число путешественников превысило допандемический уровень на 19%.
Важность впечатлений для туристов недавно отметил заместитель губернатора Нижегородской области Олег Беркович. В этом регионе за прошлый год число туристов увеличилось на 12,5% и достигло 4,7 млн человек во многом благодаря тому, что в 2024 году Нижний Новгород был выбран «Культурной столицей России» и провел более 170 фестивалей, концертов и выставок. В 2025 году соответствующий статус получил Грозный, в следующем году очередь дойдет до Омска.
Популярными у российских туристов остаются Северный Кавказ, Карелия, Калининградская область, Алтай и Камчатка. Активный отдых, медицинский и экологический туризм пользуются особым спросом. По данным туристического индекса «СберАналитики» 2024 года, 45% туристов возвращаются в полюбившиеся места, а это значит, что россияне все больше ценят отдых внутри страны.
Для туриста, когда он планирует путешествие, крайне важно удобство сервисов и решений для организации отдыха. Как и многие другие отрасли, туризм быстро цифровизируется. В этом тоже можно ориентироваться на Китай, где государство поощряет музеи, развлекательные центры и тематические парки использовать «цифру» в своей деятельности. Уже сегодня более половины китайцев пользуются цифровыми сервисами в путешествиях по стране. Чаще всего это бесконтактная регистрация заезда и выезда, «умный дом» в отелях, самостоятельная регистрация на рейс в аэропорту. Исследования государственного совета КНР показывают, что более 80% китайских туристов выбирают инновационные услуги, даже если они дороже стандартных. Это подчеркивает значимость инвестиций в цифровизацию для привлечения платежеспособных клиентов.
Сегодня путешественники ожидают индивидуального подхода к организации отдыха. С помощью машинного обучения и анализа данных компании могут предлагать персональные маршруты, отели, рестораны, мероприятия или достопримечательности, которые соответствуют вкусам конкретного человека. Умные ассистенты на основе Искусственного интеллекта (ИИ) сопровождают туристов на всех этапах поездки, дают рекомендации и помогают решать возникающие вопросы. На наш взгляд, все это естественным образом ведет к созданию персонального ИИ-помощника, который, глубоко разбираясь в туриндустрии и превосходно понимая своего клиента, станет лучшим советником и проводником в идеальное путешествие для каждого.