Фото: Shutterstock
В конце января — начале февраля в Индии обычно наблюдают локальный рост продаж. К праздникам маркетплейсы организуют распродажи: 26 января страна отмечает День республики, 14 февраля — День всех влюбленных. В 2025 году индийцы стали чаще совершать покупки по-новому, и впервые предоплаченные заказы превысили число заказов с оплатой при получении, пишет The Economic Times со ссылкой на данные GoKwik — компании, которая помогает интернет-магазинам проводить платежи. В ее клиентской базе более 10 тыс. брендов, она обслуживает нужды более 130 млн покупателей по всей стране.
В GoKwik замечают, что индийцам помогли переключиться на предоплату доступность унифицированного платежного интерфейса (UPI) — индийской системы мгновенных платежей — и кредитные предложения. Самые заметные изменения покупательское поведение претерпело в небольших городах.
В итоге во время распродажи в День республики в этом году заказы по предоплате превысили заказы с наложенным платежом на 11%, а на День святого Валентина они составили 55% от общего числа заказов — впервые в истории электронной коммерции страны.
Новые способы оплаты
Система UPI оставалась предпочтительным способом предоплаты во время праздников. На нее пришлось 46% предоплаченных заказов во время распродажи в День святого Валентина — на 4% больше, чем в 2024 году. Доля кредитных платежей составила 7%, что на 3% больше, чем годом ранее.
«Мы начали наблюдение за этой тенденцией во время прошлых праздничных сезонов, когда количество предоплаченных заказов значительно увеличилось. Но тогда покупатели по-прежнему больше предпочитали оплату при получении. Впервые за четыре года мы наблюдаем, как предоплата стала популярнее. Это значительная веха, обусловленная растущей популярностью UPI в сочетании со специальными предложениями, доступными при использовании нашей системы расчетов. Наряду с простым оформлением заказа предложение нескольких полнофункциональных цифровых способов оплаты, включая кредитные варианты, наконец-то начало приносить свои плоды», — объясняет сооснователь и гендиректор GoKwik Чираг Танеджа.

Как Индия будет бороться с консолидацией рынка платежных систем
По данным компании, в период распродаж ко Дню святого Валентина объем заказов увеличился на 33%. Чаще всего товары покупали дистанционно жители небольших городов — оттуда поступил 41% заказов, 31% пришелся на мегаполисы и 26% — на крупные города.
Чем плох наложенный платеж
Важная причина падения популярности наложенного платежа в Индии — он крайне невыгоден продавцам, и они стали прилагать усилия, чтобы отказаться от него. По данным ET Prime Research, по состоянию на лето 2024 года около 60–65% интернет-заказов в Индии оформлялись с оплатой при получении, и в 25–30% случаев покупатели отказывались выкупать товар. Примечательно, что доля отказов в выкупе при заказе по постоплате росла. В случае же если была внесена предоплата, доля отказов составляла всего 2–3%.
Отказы в выкупе — это существенные дополнительные расходы для брендов. Крупным предприятиям справляться с этими затратами легче, а небольшие компании и предприниматели страдают от них сильнее. В итоге к концу 2024 года малый бизнес урезал возможность оплаты при получении на 70%, указывают в Fibre 2 Fashion. Вместе с тем бизнесы не отказываются от варианта рассрочки оплаты — напротив, они наращивают долю такого варианта расчета.
Покупатели, которым нравится оплачивать товар при получении, вряд ли легко сдадутся. Как пишет Outlook Business со ссылкой на отчет «Интернет в Индии 2024», по состоянию на начало года число любителей оплаты наложенным платежом в стране составляло 105 млн человек, причем эти клиенты, как правило, избегают любых других способов оплаты онлайн-покупок.
Быстрый рост быстрой доставки
Точкой роста в Индии является рынок сверхбыстрой доставки — когда нужный товар подъезжает к покупателю в течение получаса. Обычно таким образом индийцы покупают продукты питания и бытовую химию.
Почему аналитики видят потенциал в индийском рынке быстрой коммерции
По прогнозу Statista, в 2025 году доход рынка быстрой коммерции (quick commerce) в Индии достигнет $5,38 млрд и далее будет расти в среднем на 16,6% в год, в результате чего объем рынка к 2029 году составит $9,95 млрд. Степень проникновения составит 2,7% в 2025 году и, как ожидается, достигнет 4% к 2029 году и составит 60,6 млн человек. Индийский рынок быстрой коммерции все еще очень мал в сравнении с самым крупным в мире — китайским. В 2025 году он, по прогнозам, достигнет объема $92,68 млрд при степени проникновения 23,9%. Таким образом, у рынка Индии еще остается огромный потенциал роста.
Рынок сверхбыстрой торговли поделен между несколькими ключевыми игроками: Blinkit от Zomato (оценочно ему принадлежит 45% рынка), Instamart от Swiggy (27%) и Zepto (21%). Zepto лидирует по количеству загрузок приложений — около 11 млн в Google Play и Apple App Store. Приложение Swiggy, включающее Instamart, было загружено 9,8 млн раз, а Blinkit — около 6,6 млн. Есть и менее популярные предложения. Так, приложение онлайн-ретейлера BigBasket компании Tata зарегистрировало около 3,5 миллиона загрузок, а другая площадка — Dunzo — набрала менее миллиона. В феврале стало известно о том, что в сектор быстрой доставки в Индии собирается вторгнуться Amazon.
Соцсети проигрывают
Платформами электронной коммерции в Индии пользуются все больше, в том числе в сельской местности. Одновременно стала сокращаться продажа товаров через социальные сети, о чем говорится в отчете «Интернет в Индии 2024». В 2024 году лишь каждый пятый пользователь, заказавший что-либо через интернет, сделал это на одной из платформ социальных сетей.
Как «наноинфлюэнсеры» обеспечивают рост рынка онлайн-рекламы Индии
Бисваприя Бхаттачария, директор по b2b и технологиям Kantar Insights по Южной Азии, считает, что соцсети — слишком ненадежная платформа для сделок. Изначально этот способ был распространен в отдаленных районах, куда не дотягивались сети электронной коммерции, но с их распространением необходимость покупать что-либо «с рук» отпала.
Аналитики ожидают, что в 2025 году число интернет-пользователей в Индии превысит 900 млн, тогда как в 2024 году их было 886 млн. В течение следующих пяти лет прибавится около 200–300 млн, в основном за счет проникновения технологий в сельские районы. Сейчас в сельских районах Индии прирост идет вдвое быстрее, чем в городах.