Фото: пресс-служба
По словам генерального директора EMTG и основателя BuyBrand Expo Екатерины Сойак, сегодня франчайзинг стал одним из ключевых инструментов развития российской экономики: «Начинать бизнес с нуля — это брать на себя большие риски. Франчайзер — это тот, кто помогает вам их минимизировать, поскольку сам он уже прошел этот путь и знает, что и как делать. Поэтому, благодаря советам на старте и всесторонней поддержке в дальнейшем, средняя выживаемость у франчайзингового бизнеса выше, чем у открытого с нуля».
При этом во многих сегментах усиливается конкуренция за инвестора, поэтому франчайзеры стараются наращивать объем поддержки, отмечает эксперт Franshiza.ru Анна Рождественская: «Обучение франчайзи и его сотрудников становится нормой. А у некоторых франчайзеров для них даже есть конкурсы — кто лучше знает стандарты работы бренда».
Так, торговая сеть «Пятерочка» запустила образовательный проект «Франчайзинг 360», который помогает и начинающим предпринимателям, и действующим франчайзи разобраться в основах ведения бизнеса. Программа состоит из трех модулей и охватывает ключевые направления: от особенностей продовольственного ретейла до практических рекомендаций по масштабированию сети партнерских магазинов.
Первый модуль программы прошел в ноябре 2024 года в Москве и собрал ряд начинающих предпринимателей, которые познакомились с бизнес-моделью ретейла, потребительскими трендами. В конце января 2025 года прошла уже вторая встреча, на которой присутствовало около 40 участников — как новых партнеров, так и тех, кто уже давно сотрудничает с сетью. На этом этапе акцент был сделан на углублении уже имеющихся знаний франчайзи для повышения эффективности их бизнеса.

Михаил Кольцов
Проект запущен в пилотном режиме на базе центрального офиса. Но скоро программа, по словам директора департамента франчайзинга «Пятерочки» Михаила Кольцова, будет масштабирована по всей стране, чтобы управленцы сети могли обучать новых партнеров на местах. «В этом году мы хотим открыть минимум 300 новых франчайзинговых точек. На данный момент эта цель нам представляется вполне достижимой — у нас все для этого есть, даже своя обучающая программа», — резюмирует представитель ретейлера.
Новые модели партнерства
Партнерство «Пятерочки» с предпринимателями при этом развивается по модели «обратного франчайзинга», при которой сеть берет на себя все вопросы по ценообразованию, маркетингу, помогает найти и проанализировать локацию для открытия, может проконсультировать по подбору и обучению персонала, а также оказать помощь в решении юридических и финансовых вопросов. Франчайзи осуществляет первоначальные инвестиции в ремонт помещения для магазина и оборудование, а после занимается операционным управлением точкой.
В российском ретейле франчайзинг активно развивают около 100 компаний. По данным агентства INFOLine, суммарная выручка девяти крупнейших франчайзинговых сетей в первой половине 2024 года увеличилась на 12,6% относительно аналогичного периода 2023-го и достигла 148,9 млрд руб. без НДС. Количество их точек выросло на 11%. Лидерами рынка франчайзинга в 2023 году, согласно рейтингу BuyВrand, стали «Пятерочка», Sokolov и СДЭК.
«Рынок продуктов — один из базовых. Во все времена, даже самые сложные, в этом сегменте всегда есть спрос», — объясняет Анна Рождественская. Инвесторам сегмент продуктовых франшиз, по словам эксперта, интересен, но они хотят выбрать оптимальный формат, и ретейлеры стараются сформировать соответствующие предложения.
По данным «Пятерочки», в 2024 году ее партнеры открыли 172 магазина, в результате общее количество франчайзинговых точек сети достигло 487. Сейчас у ретейлера более 140 партнеров-франчайзи в разных регионах страны. На каждого приходится в среднем около пяти точек, а 52% франчайзи управляют более чем двумя магазинами.
Что привлекает предпринимателей
Если по франшизе приобретается действующий магазин торговой сети «Пятерочка», то сумма требуемых от партнера первоначальных вложений составит 3–5 млн руб., говорят в компании. Новая точка обойдется франчайзи уже в 20–25 млн руб. Сеть, будучи заинтересованной в успехе своего франчайзи, также инвестирует в магазин около 7–8 млн руб. на закупку товара.
Предприниматель Алексей Барских открыл уже девять магазинов в сотрудничестве с ретейлером, в планах на 2025 год — еще 15 точек. Модель обратного франчайзинга от «Пятерочки» — самая простая и понятная на рынке, по мнению предпринимателя. «Мое дело — найти деньги, локацию, набрать персонал, обзвонить всех поставщиков по списку, который присылает «Пятерочка», выбрать подрядчика по ремонту, закупить оборудование, всем заплатить, все проконтролировать и открыть магазин. Кроме того, в модели обратного франчайзинга нет роялти. Здесь платят тебе — франчайзи получают комиссию от франчайзера за реализацию товара. И это психологически очень комфортно», — рассказывает Алексей Барских.
Отлаженность процессов и предсказуемость бизнеса особенно важны и для Алексея Филина, который до открытия франчайзингового магазина собственным бизнесом не занимался — работал по найму. Средняя окупаемость магазина по франшизе «Пятерочки», как рассказали в сети, 36–42 месяца.
Людмила Кислова
«Поддержка бренда дает возможность предпринимателям начать бизнес в ретейле с нуля. Франшиза — это всегда менее рискованно», — считает бизнес-партнер по персоналу франчайзинга «Пятерочки» Людмила Кислова.
По словам Михаила Кольцова, 25% франчайзи — люди, которые совсем недавно открыли для себя ретейл, но уже успешно там работают. Иногда это просто владельцы помещений. «Мы к ним приходим и предлагаем вместо сдачи в аренду приобрести франшизу и повысить свою доходность», — рассказывает он.
Управление персоналом — сфера ответственности партнера сети, поэтому услуги по HR-сопровождению оказываются головной компанией на платной основе. Однако стоимость таких услуг ниже средней по рынку на 30–40%, отмечает Людмила Кислова. Первый кадровый состав магазина сеть обучает полностью, добавляет она: «Все проходят электронные курсы, а директор еще и специальное тестирование. Потом мы отправляем директора и его заместителя на стажировку к опытному тренеру в один из наших магазинов. По окончании стажировки директор проходит сертификацию, и мы убеждаемся, что ключевая фигура в магазине обладает необходимыми знаниями и навыками, умеет пользоваться всеми инструментами и способна самостоятельно обучать новых сотрудников».
Анна Рождественская отмечает, что ретейл поднимает в целом уровень обслуживания клиентов в регионах. «Когда бренд заходит в город, где до этого не было сетевого бизнеса, то все остальные компании, которые работали в этом сегменте, начинают подтягиваться до уровня крупного игрока. А выигрывает от этого потребитель: он получает более качественный продукт или услугу и выгодные цены», — говорит эксперт.