От клонирования к собственным разработкам
Пока гранды мирового автопрома переживают сложные времена, пытаясь идти в ногу со временем, в Китае открываются все новые производства. По оценкам экспертов, уже к 2030 году каждый третий автомобиль на планете будет китайским. Но такое технологическое чудо вряд ли могло бы осуществиться без плотного сотрудничества с именитыми марками.
КНР — самый лакомый кусок для любого уважающего себя автопроизводителя, хотя без создания совместных предприятий с локальными компаниями выйти на этот рынок невозможно. Приходится делиться не только наработками, но и ценными людьми.
Сперва европейцам, американцам и японцам приходилось с китайцами только сотрудничать, но после ряд компаний и вовсе был выкуплен более успешными фирмами из КНР. Так, шведская Volvo оказалась в руках у Geely, а под легендарной британской маркой MG теперь скрываются продукты корпорации SAIC Motor. Электрокары Mini создаются на агрегатах Great Wall Motors, «клепают» в Китае и малышей Smart от Daimler благодаря стараниям все той же Geely. Даже Jaguar Land Rover проектирует новейшие гибридные и электрические модели на платформе Chery. Как это возможно?
Каких-то лет 15 назад китайские компании не стесняясь выдавали за свои разработки грубые копии знаковых европейских моделей. Их слепо клонировали, уповая на то, что дешевая подделка не очень-то уступит первоклассному оригиналу, а по цене будет чуть ли не вдвое привлекательнее. Вот только продажи таких изделий шли откровенно плохо как на родине, так и в России, не говоря уж о глобальном рынке.
Постепенно пришло осознание, что серьезный бизнес на «копипасте» построить невозможно. Создание кузовов поручили именитым итальянским дизайн-студиям уровня ItalDesign и Pininfarina. Но даже этого оказалось недостаточно. Покупатели из Старого Света привыкли ориентироваться не на отдельно взятую модель, а на всю палитру автомобилей бренда — с фирменными фишками, традициями и преемственностью, всем тем, что в конечном счете создает имидж и имя. Дизайнеров пришлось заполучить своих — крутых и именитых.
Кого смогли перекупить китайцы
Дизайнеры и менеджеры — вот главные сотрудники, на которых охотятся китайцы. Первые создают узнаваемый облик, лицо марки, а без вторых немыслимо успешное функционирование самой компании. Вот несколько наиболее заметных и показательных случаев хедхантинга.
Chery

К услугам именитых дизайнеров в компании стали прибегать еще в 2010-х. Сперва шанхайский дизайн-центр возглавил выходец из Porsche Хакан Саракоглу, а чуть позже, в 2018 году, к созданию линейки Chery подключился Кевин Райс, работавший с BMW и Mazda, а также в студии ItalDesign. Успех не заставил себя долго ждать — новинки марки высоко оценили даже в требовательных странах, входящих в ЕС. Отметился и Джеймс Хоуп, работавший в разные времена над стилистикой американских моделей концерна General Motors.
Волна успеха Chery продолжается и сейчас. Руководят дизайн-центрами корейский специалист Стив Юм, ранее приложивший руку к ряду моделей Ford, GM и Hyundai, а также выходец из Боснии и Герцеговины Сайдин Османчевич. Последний отвечал за облик флагманского Chery Tiggo 9, недавно вышедшего на российский рынок, — самого значимого и дорогого автомобиля Chery из ныне доступных. Прежде Османчевич работал в Skoda, где занимался созданием электрокара Enyaq.
Jetour
Родственный Chery бренд Jetour также обязан яркому облику Хакану Саракоглу, прежде работавшему с Porsche. На фоне продукции Chery «Джетуры» смотрятся брутальнее и футуристичнее. Отличный тому пример — кроссовер Jetour Dashing.
FAW, Hongqi
Главой дизайнерского центра в корпорации FAW китайцы поставили Джайлса Тейлора, который некогда был шеф-дизайнером компании Rolls-Royce. Теперь Тейлор — глобальный вице-президент по дизайну и главный креативный директор, отвечающий за весь фирменный стиль премиальной линейки Hongqi и возглавляющий центр FAW Advanced Design в Мюнхене.
Geely, Zeekr
За облик автомобилей концерна Geely с недавних пор отвечает экс-глава студии дизайна Pininfarina Пьер Луиджи Феррари. Прежде именно он отвечал за облик машин еще одной китайской марки — Exlantix, отпочковавшейся от Exeed. До него в Geely сманили британца Питера Хорбери, работавшего с Volvo и Ford. С 2011 года он стал вице-президентом марки по дизайну. Еще одного именитого дизайнера, Уэйна Берджеса, прежде создававшего автомобили Jaguar, заполучили в Geely в 2019 году. Бывший шеф-дизайнер Bentley Штефан Зилафф — не менее ценный кадр, поднимающий Geely. Как раз его команда ответственна за имидж премиального бренда Zeekr. Прежде Зилафф также работал над стилем ряда моделей Mercedes и Audi.
JAC
Благодарности за автомобили марки JAC стоит адресовать дизайнеру итальянского происхождения. Прежде Даниэль Гальоне, возглавляющий дизайн-центр в Турине, занимался обликом автомобилей Alfa Romeo и Maserati. Именно этому человеку продукты JAC обязаны визуальным сходством с итальянскими спорткарами.
Changan
Компания Changan сейчас — четвертый по силе китайский бренд на российском рынке. Но успех этой марки тоже не случайность. За облик популярных кроссоверов Uni-K и Changan CS55 Plus ответственен Бертран Бах, прежде работавший с компанией Opel. Как раз его перу принадлежит дизайн Opel Astra J.
Haval
Белорусский дизайнер Андрей Трофимчук, ранее работавший над обликом российского «Ё-мобиля», оказался в Haval. На фоне коллег его послужной список скромен, но за внешность нового Haval H9 ответственен как раз он. Также в компании отметился Пьер Леклерк, ранее работавший на BMW.
BYD
Производитель BYD сманил к себе бывшего шеф-дизайнера Alfa Romeo, Lamborghini и Audi Вольфганга Эггера. Помимо собственно продукции BYD команда Эггера занимается линейками марок YangWang, Denza и Fang Cheng Bao, входящих в концерн.