Фото: Shutterstock
Одной из особенностей планирования государственного бюджета в Индии являются сроки финансового года: он начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта. Эта традиция была заложена колониальными властями еще в 1867 году, чтобы синхронизировать бюджетно-налоговую систему Британской Индии с метрополией.
В большинстве государств мира финансовый год соответствует календарному. Однако есть немало исключений. Так, 1 апреля, как и в Индии, он начинается в Японии, а также в некоторых бывших колониях, доминионах или протекторатах Британской империи: Канаде, Новой Зеландии, ЮАР, Сингапуре, Брунее. В Иране финансовый год отсчитывают с Новруза — 21 марта, в США — с 1 октября, в Пакистане и Бангладеш — с 1 июля.
В Англии и в последующем в Великобритании до середины XVIII века использовался юлианский календарь, а официально новый год начинался 25 марта — в день христианского праздника Благовещение. В 1752 году страна перешла на григорианский календарь, а год стали отсчитывать с 1 января.
Однако в экономике и финансах традиция начинать новый год весной сохранилась. Из-за перехода на григорианский календарь даты сместились, и сегодня 6 апреля в Великобритании считается первым днем налогового года. Финансовый (бюджетный) год начинается 1 апреля.
На сегодняшний день большинство индийских компаний и организаций в качестве отчетного использует период с 1 апреля по 31 марта. Несколько лет назад на этот стандарт перешел и Резервный банк Индии (ранее финансовый год индийского ЦБ начинался 1 июля и заканчивался 30 июня). Примечательно, что во многих регионах Индии начало нового года по индуистскому лунно-солнечному календарю также приходится на март-апрель.

Потехе час: как индийские праздники влияют на бизнес
Аргументы «за»
В правительстве Индии периодически возникает дискуссия относительно необходимости гармонизации финансового года с календарным. По мнению сторонников реформы, стандарты страны следует привести в соответствие с международными практиками.
Еще один аргумент связан с аграрным сектором, который служит источником средств к существованию для половины населения страны. Одной из отличительных особенностей индийского сельского хозяйства является зависимость урожая от интенсивности муссонных дождей (особенно это касается стратегически важных для Индии сельскохозяйственных культур сезона хариф, таких как рис). Как утверждают сторонники реформы, если привести финансовый год в соответствие с календарным, то к октябрю-ноябрю, когда будет планироваться бюджет на новый финансовый год, сезон дождей уже завершится. Следовательно, правительство сможет более точно оценить влияние муссона на урожай, а значит, и экономику в целом и более эффективно установить цели и распределить бюджетные средства на будущий год.
Кроме того, такая реформа преподносится как избавление от навязанных британских колониальных практик, которые порой сохраняются даже в мелочах. Так, например, вплоть до 1999 года министр финансов Индии представлял бюджет в Лок Сабхе в 17 часов вечера. Для колониальных властей вечернее время было удобнее: когда в Британской Индии наступал вечер, в метрополии еще продолжалось утро. В 2017 году было покончено с еще одним «пережитком» колониальной эпохи: дата представления бюджета была перенесена с последнего дня февраля на первое число месяца.
Налоговые льготы и средний класс: что нужно знать о новом бюджете Индии
Попытки пересмотра
В 1984 году, после засух 1979–1980 и 1982–1983 годов, была созвана специальная комиссия, которая рекомендовала привести финансовый год в соответствие с календарным. Однако правительство Индии тогда отказалось от этой идеи.
Вновь о пересмотре финансового года задумались во время первого срока премьер-министра Индии Нарендры Моди. Толчком к рассмотрению реформы послужил дефицит дождей в 2014 и 2015 годах. В 2016 году Национальный институт трансформации Индии NITI Aayog подготовил специальную записку, обосновав необходимость переноса.
Тем не менее правительство вновь решило отказаться от этих планов, понимая, что реформа потребует значительных финансовых издержек, а также изменений налогового законодательства. Кроме того, очевидно, что простой корректировкой дат финансового года проблемы индийского сельского хозяйства не решить.