Что такое и зачем нужны платные дороги
Платные дороги — это автомобильные трассы или участки, за проезд по которым взимается плата. Платные дороги строятся в основном с целью разгрузить уже существующие трассы, реконструкция которых невозможна или обходится слишком дорого. С точки зрения пользователей, платные дороги отличаются:
- Улучшенным качеством дорожного полотна;
- Повышенным уровнем безопасности, что обеспечивается созданием барьеров, разделяющих встречные потоки транспорта;
- Наличием освещения;
- Более высокой разрешенной скоростью (на ряде участков до 130 км/ч), что обеспечивается, как правило, прокладкой маршрута трассы в обход населенных пунктов, отсутствием пересечений с другими трассами на одном уровне и бессветофорной системой организации движения;
- Наличием развитой придорожной инфраструктуры (АЗС, бесплатная служба эвакуации, площадки для отдыха, кафе, туалеты).
В Российской Федерации законодательной основой для строительства платных дорог стал президентский указ от 08.12.1992 г. № 1557 «О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе». П.1 дополнившего его указа от 27.06.1998 г. № 728 установил норму, согласно которой, «проезд по автомобильной дороге может быть платным при наличии возможности бесплатного проезда в том же направлении по другим автомобильным дорогам». Это положение было закреплено в ст. 37 федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации». Исключение из этого правила установил федеральный закон от 02.08.2019 № 289-ФЗ, разрешивший строительство безальтернативных платных дорог вне границ населенных пунктов в районах Крайнего Севера. При этом проезд по таким дорогам для владельцев легковых автомобилей и мототранспортных средств остается бесплатным.

В зависимости от того, власти какого уровня принимают решение о строительстве платной трассы, она может иметь статус:
- Федеральной;
- Региональной;
- Муниципальной;
- Районной.
Обслуживанием платных дорог занимаются компании-операторы. Крупнейшей среди них является ГК «Автодор». Дороги, находящиеся в ее доверительном управлении, объединяют 18 регионов России, а протяженность платных участков составляет 3 094 км (всего в стране имеется примерно 1,5 млн. км дорог общего пользования). В 2024 году трафик по таким участкам вырос на треть, до 379 млн. проездов. Это новый рекорд: в 2023 году прирост составил 17%, а в 2022 году — 13,3%. Чаще всего водители выбирают магистрали М-12 «Восток» и М-4 «Дон».
Платные дороги России
В современной России первой платной дорогой в апреле 1999 года стал 20-километровый участок трассы М-4 «Дон» в обход села Хлевное в Липецкой области (444-464 км). В 2002 году плату отменили. В настоящее время в РФ имеется 19 платных дорог и элементов дорожной сети:
- М-1 «Беларусь» — федеральная трасса от Москвы до государственной границы с Республикой Беларусь. Протяженность трассы 456 км, из них 33 км приходится на платный участок (с 33 по 66 км). Разрешенная скорость на нем до 110 км/ч. Для легковых автомобилей и внедорожников (в том числе с прицепом высотой до 2 м) независимо от дня недели и способа оплаты действует тариф в 170 рублей.
- М-3 »Украина» — федеральная трасса от Москвы до государственной границы с Украиной. Протяженность трассы 510 км, из них 70 км приходится на платные участки. Разрешенная скорость на них до 110 км/ч. На участке г.Малоярославец — д.Тимохино (124-150 км) для легковых автомобилей и внедорожников (в том числе с прицепом высотой до 2 м) с понедельника по четверг независимо от способа оплаты действует тариф в 100 рублей. С пятницы по воскресенье — 120 рублей. На участке д.Тимохино — п.Бабынино (150-194 км) соответственно 150 и 200 рублей.