data-title=»РЖД спрогнозировали снижение погрузки по итогам 2025 года» data-url=»https://www.rbc.ru/business/12/02/2025/67ac776b9a79472a61f856ea» > Вконтакте Одноклассники Telegram РЖД спрогнозировали снижение погрузки по итогам 2025 года РЖД ожидают сокращения абсолютных показателей погрузки в 2025 году при росте перевозок более высокодоходных грузов. В первый месяц года погрузка на сети уже показала снижение на уровне 1,8% относительно января прошлого года
РЖД ожидают сокращения погрузки на сети по итогам 2025 года за счет изменения структуры грузовых перевозок, сообщил гендиректор холдинга Олег Белозеров в ходе итогового заседания правления в среду, 12 февраля.
«В грузовых перевозках ситуация будет определяться структурой и корреспонденциями грузопотоков. Прогнозируем, что абсолютные значения погрузки снизятся, при росте объемов перевозок грузов второго и третьего тарифных классов», — сказал он, добавив, что в целом баланс будет формироваться «из задачи получения максимальной доходности».
С 1 января 2025 года в силу вступили Правила недискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта, приостановленные в 2022 году. Согласно им, приоритет угля, массового груза, снизился, зато повысилась очередность более высокодоходных грузов — металлургических, контейнерных и нефтяных, ранее вытесняемых твердым топливом из-за преференций шести добывающим регионам (Кузбассу, Якутии, Бурятии, Хакасии, Иркутской области и Туве) в виде квот на вывоз продукции угольных предприятий на экспорт в восточном направлении.
В этом году такая квота со стороны РЖД предоставлена только Кемеровской области в объеме 54,1 млн т (в 2024 году в общей сложности она составляла 99,3 млн т). Это решение было принято после продолжительной дискуссии, вызванной обращением Белозерова к президенту Владимиру Путину с просьбой рассмотреть возможность непродления соответствующих соглашений с регионами. По оценке входящего в структуру РЖД Института экономики и развития транспорта, в результате действия квот финансовые потери холдинга составляют 206 млрд руб., потери доходов — 25 млрд руб.
Погрузка РЖД снизилась в первый месяц действия новых правил перевозки Бизнес
Как ранее поясняли в РЖД, сейчас масса перевозимых грузов не пропорциональна их объему. Так, по итогам января погрузка снизилась на 1,8% к аналогичному периоду прошлого года, до 93,1 млн т. На этот результат также повлияло существенное сокращение перевозок стройматериалов (минус 27,2% относительно января 2024 года) по железной дороге на фоне завершения и переноса сроков реализации ряда инфраструктурных проектов. Аналитики Института проблем естественных монополий, в свою очередь, указывали на дефицит порожних вагонов под погрузку.
В ходе итогового заседания правления РЖД Белозеров также сообщил о росте показателя EBITDA до 0,8 трлн руб. в 2024 году против 0,7 трлн руб. годом ранее. Из материалов к заседанию также следует, что в общей сложности в 2019–2024 годах показатель EBITDA составил 3,36 трлн руб. Инвестиционные затраты холдинга с учетом средств сторонних инвесторов в прошлом году достигли 1,5 трлн руб. (по данным РБК, изначально они были предусмотрены на уровне 1,3 трлн руб., однако к концу года были скорректированы до названного уровня) при 1,2 трлн руб. в 2023 году. В 2025 году инвестпрограмма утверждена на уровне 890,9 млрд руб., при этом накануне заседания Белозеров в интервью телеканалу «Россия 24» отметил, что она превысит 900 млрд руб. благодаря остаткам средств на конец прошлого года.
Что будет с загрузкой
В текущем состоянии экономики, учитывая снижение производства металлургической отрасли (недавно крупнейшие компании — «Северсталь» и ММК — отчитывались о снижении производства по итогам 2024 года на 8–13%. — РБК), промышленности строительных материалов и ограниченные возможности экспорта угля, в том числе по Восточному полигону из-за дефицита инфраструктуры, добиться увеличения погрузки по сравнению с 2024 годом объективно невозможно, считает Михаил Бурмистров, гендиректор «INFOLine-Аналитики». При этом стратегия увеличения перевозок грузов второго и третьего классов «более адекватна», хотя основным фактором ограничения погрузки выступают сложности при согласовании заадресовки порожних вагонов, которые связаны с действиями РЖД по сокращению парка на сети из-за его профицита (оценивается в 400 тыс. единиц, всего на сети сейчас более 1,3 млн вагонов — это рекордное количество. — РБК).
«С октября 2024 года РЖД порядка 120 тыс. вагонов, которые они считают лишними, смогли исключить из перевозочного процесса, что несколько увеличило скорость движения на сети, но при этом все это ускорение оборота на сети было нивелировано увеличением простоя парка на погрузке-выгрузке из-за сложностей в согласовании», — указывает эксперт. Масштабы снижения погрузки в 2025 году в основном зависят от деятельности РЖД в части ограничения доступа на сеть порожних вагонов, это касается основных номенклатур грузов (например, стройматериалов). «Если говорить о номенклатурах, мы будем видеть позитивную динамику совершенно точно у минеральных удобрений (в январе 2025 года их погрузка увеличилась на 10,7% относительно аналогичного периода прошлого года, до 6,2 млн т). Что касается нефтяных грузов, там ситуация тоже непростая — НПЗ и нефтяные компании сталкиваются с большими сложностями из-за согласования перемещения цистерн», — заключил Бурмистров.
РЖД усилили контроль за ремонтом грузовых вагонов Бизнес
Сейчас у железнодорожного транспорта «есть потенциал» переключения грузопотоков с автомобильного транспорта, который в основном задействуется при перевозке грузов с высокой добавленной стоимостью (к ним относятся металлургическая продукция, продовольственные товары, продукция химической промышленности), говорит Игорь Смирнов, директор по грузовому транспорту и логистике Центра экономики инфраструктуры. Кроме того, в последние годы сложился «устойчивый тренд» на рост контейнерного рынка, который в железнодорожном сегменте увеличивается двухзначными темпами за исключением 2024 года (объем перевозок контейнеров по сети РЖД по итогам 2024 года вырос на 6%, до 7,9 млн TEU (аналог двадцатифутового контейнера)). По мнению эксперта, рост перевозок грузов во втором и третьем тарифных классах не только может компенсировать выпадающие доходы от перевозок сырьевых видов грузов, относящихся к первому тарифному классу, но и обеспечить рост доходов РЖД от грузовых перевозок.
Исходя из параметров финансового плана РЖД (РБК ознакомился с документом), на момент его утверждения в конце прошлого года компания рассчитывала на рост погрузки на уровне 5% относительного 2024 года и на более чем 20-процентный рост доходов (до 2,8 трлн руб.) от грузовых перевозок.
Читайте РБК в Telegram.
Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram
РБК в Telegram
На связи с проверенными новостями
Евросоюз задумался об ограничении цен на газ из-за рекордного роста
Курс доллара на рынке Форекс упал ниже ₽94 впервые с октября
Politico раскрыла, как европейские страны сменили позицию по Украине
Какие инциденты происходили с подводными кабелями на Балтике. Карта
Винер ушла с поста тренера сборной по художественной гимнастике
В Европе оценили, сколько военных ЕС сможет отправить на Украину
РБК запускает винный салон. Расписание
Трамп назвал освобождение Фогеля частью завершения конфликта на Украине. Видео
Читайте РБК в Telegram! Подборка наших каналов
Как выглядели очки, защищавшие людей древности от непогоды
В Сочи водителю выписали штраф за поездку енотов на крыше машины. Видео
Авторы Теги